Найти в Дзене
ИА Хакасия

За чудачества чиновников Хакасии ответит Минфин или глава аппарата губернатора?

Фото: bk55.ru
Фото: bk55.ru

Великий русский публицист издал более двухсот своих замечательных произведений до 1843 года, но удивительное дело, мораль басен остается актуальной до сих пор. В нашем конкретном случае насущной следует признать известную максиму баснописца Ивана Крылова о том, что услужливый дурак опаснее врага.

А это крайне несуразно именно сейчас. Как известно, предстоящая январская сессия обещает быть жаркой, поскольку Верховному Совету предстоит принять либо отклонить протест прокуратуры на закон о республиканском бюджете Хакасии на 2021 год.

По версии надзорного органа, объем доходов в региональной бюджетной смете завышен на 6,5 млрд рублей, а дефицит составил 19% налоговых и неналоговых доходов бюджета. Это противоречит требованию Бюджетного кодекса.

Нет оснований не доверять и заключению Контрольно-счетной палаты Хакасии: с учетом рисков поступления налога на прибыль организаций и необходимости исполнения принятых расходных обязательств размер дефицита республиканского бюджета расчетно составит 10,8 млрд рублей, или 60% суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, что значительно превысит предусмотренные Бюджетным кодексом ограничения.

Есть претензии прокуратуры и к объему государственного долга. В 2021 году он составит 27,6 млрд рублей, то есть долговые обязательства республики превысят предусмотренные Бюджетным кодексом ограничения верхнего предела госдолга на 3,1 млрд.

В региональном сообществе в настоящий момент продолжается дискуссия по этому поводу. На передовой битвы за объективность бюджетных параметров парламентарии и надзорное ведомство. При этом авторы законопроекта о ресбюджете почему-то остаются в стороне.

В поисках ответа на этот вопрос корреспондент 19rus.info изучил документы профильных ведомств. Внимание привлек опубликованный аппаратом главы Хакасии 29 декабря, то есть семь дней спустя после обнародования опротестованного надзорным ведомством Закона о республиканском бюджете на 2021 год документ. Вступило в силу 1 января 2021 года постановление президиума правительства республики об утверждении «Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2021-2023 годы».

Во избежание возможных претензий в передергивании достоверных фактов приведем цитату из раздела вступившего в силу документа, озаглавленного как «Цели и задачи долговой политики Республики Хакасия»:

«Основными стратегическими целями долговой политики Республики Хакасия на 2021–2023 годы являются снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением № 1531 при обеспечении сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия.

Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:

обеспечить в 2021–2023 годах дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия не более 10% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год».

И здесь мы вправе задать вопрос исполняющему обязанности руководителя аппарата главы Хакасии Дмитрию Клыпину (как известно, юриста по образованию). Как можно достичь в 2021 году декларируемый «Основными направлениями долговой политики» размер дефицита, если в законе о республиканском бюджете на текущий год зазор между расходами и доходами казны четко прописан - 4,6 млрд рублей, или 19% собственных доходов.

Вне всякого сомнения несложно на бумажном носителе «обеспечить в 2021–2023 годах долю общего объема государственного долга Республики Хакасия от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более на 01.01.2022 – 76%; на 01.01.2023 – 61%;на 01.01.2024 – 48%».

По данным Минфина России, за одиннадцать месяцев 2020 года Хакасия увеличила объем государственных заимствований с 20,7 до 22,5 млрд рублей. При этом объем бюджетных кредитов остался почти неизменным – 13,2 млрд рублей, а доля коммерческих заимствований подросла с 7,6 до 9,3 млрд.

Более того, на 1 января 2020 года госдолг Хакасии составлял 98,4% налоговых и неналоговых доходов бюджета, на 1 октября – 127,9%. И программа заимствований, утвержденная парламентом в пакете с законом о бюджете на текущий год, не оставляет сомнений: негативный тренд найдет продолжение и в наступившем году.

Поэтому не будет лишним напомнить о правомерности неоднократных попыток узаконить 70-процентную надбавку чиновникам за работу с документами. Очередная законодательная инициатива была предпринята в сентябре минувшего года, а первая попытка едва не прошла с подачи бывшего первого зама губернатора Николая Миронова. Кстати, именно его спикер парламента Владимир Штыгашев назвал архитектором этого скандального дела. Эта безобразная коллизия широко освещалась региональными и федеральными СМИ, а также стала информационным поводом для серии публикаций 19rus.info:

«В Хакасии - очередная попытка узаконить 70% надбавки чиновникам», «Пикантные детали трагикомедии «Чиновники-юристы Хакасии достойны лучшего», «Владимир Штыгашев: Мы еще не залечили раны после Бызова, а в администрации опять мошенники».