Найти тему

Нужда и потребность

Прочёл у Сенеки важное различие, которое стоики делали между нуждой и потребностью еще со времен Хрисиппа. Постараюсь объяснить это различие современным языком, чтобы было понятно не стоикам. Потребность — это такое желание, которое не вредит психическому здоровью человека и не толкает его на аморальные или безрассудные поступки. А нужда — это такое желание, которое ввергает человека в психическое расстройство (тревогу, депрессию, зависимость и т.п.), или толкает на аморалку, или побуждает к безрассудству.

Например, если вы хотите покататься на коне, но вам это не принципиально, и вы не готовы заплатить за этот аттракцион больше 100 рублей, то это потребность. А вот если вы испытываете аффект и кричите, что готовы отдать полцарства за коня, то это уже нужда. Другой пример, если вы хотите себе машину как у соседа, копите на неё, и при этом у вас нет проблем с вашим соседом, то у вас есть потребность в новой машине. Если же вы страдаете от зависти к соседу и говорите знакомым, что деньги на свою машину он наворовал, то у вас явно есть нужда в новой машине.

Такая трактовка нужды и потребности меняет понимание богатства и бедности. Человек с незначительным доходом, но который психически здоров, не страдает от низкой самооценки и не готов совершать подлости ради заработка, имеет потребности, но не является нуждающимся. С этой точки зрения он богат, а не беден. В то же время олигарх, владеющий нефтяными компаниями, дворцами, яхтами и самолётами, который строит свою империю с помощью воровства и мошенничества, погряз в нужде. Он беден, а не богат.

Стоик не нуждается ни в чём, что не находится в его власти. Но при этом у него есть такие же соответствующие природе потребности, как и у любого другого человека. Отличие стоика от не стоика заключается в том, что первый не сходит с ума от своих потребностей, не совершает аморальных и безрассудных поступков, каковы бы ни были обстоятельства. Например, у стоика имеется потребность в еде. Он может умереть от голода. Но даже если такова будет его судьба, он умрёт спокойно и без страха не заключая сделок с совестью и не пытаясь выжить за чей-то счёт. Чтобы быть способным на такое, он заранее тренирует свой дух.

И другие человеческие потребности не чужды стоику. Он не откажется ни от машины, ни от квартиры, если это не потребует от него отказаться от своих принципов. Но стоик не будет страдать, если судьба не даст ему таких ништяков, или даст, а потом отберёт. Как писал Сенека: "Мудрому довольно самого себя для того, чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну".

#размышления #психология #философия #мудрость #саморазвитие