Мы не будем включать в подборку откровенную мазню, разглядывая которую становится грустно уже от самой мысли, что она привлекла наше внимание. Немало портретов и картин, от одного взгляда на которые становится понятным их подтекст и что важно они без всяких слов передают настроение момента в контексте изображённой на полотне эпохи. Впрочем, всё уже собрано, судите сами.
Христос в пустыне (1872) Крамской
Картина с почтовой марки России 2000 года как бы говорит: этот человек, наверное, сам Иисус Христос и сын Божий. Он пришёл и думает великую думу… почему это? Зачем? Грех, порок, несправедливость… разве этого желал Бог? А что если Бог, это олицетворение людских пороков? Ведь каждый из нас локальный Бог, а когда нас много мы творим Бога Всевышнего. Старец долго сидел в глубокой задумчивости, и так, наверное, и не нашёл ответов на терзающие мысли.
Алёнушка (1881) В.Васнецов
«Я гулял по деревне, встретил девушку и увидел в её глазах столько чисто-русской печали тоски, одиночества…» — пишет художник. Скорее он изображал простую «девушку-дурочку», а в итоге оно вот как получилось! Окрестили картину в народ «Алёнушкой». Кстати, прежде чем сотворить итоговый результат, было сделано несколько эскизов. Пожалуй, итог превзошёл их всех. Словно, девушка вот-вот и утопится в пруду…
Похоронка (1981) Семенов П.С.
Таких картин в своё время было немало (листайте галерею, там некоторые из них). Каждая из них отражает немое горе, когда письмо как приговор: всё, он не вернётся… а ждать, лелеять надежду нет смысла, и ошибки быть не может. Сейчас горе выглядит точно так же. Теперь узнать о смерти могут из социальных сетей или от знакомых. В любом случае переживание сопоставимо с великим горем, которое (тфу-тфу-тфу).
Свидание (1883) Маковский В.Е.
Что это, и почему так знакомо? Просто мать пришла проведать сына, который ввиду голодной жизни учится при захудалой мастерской в прямом смысле за еду. Возможно, мать отдала последние деньги, чтобы приехать и деревни в город… ещё купила по пути явно простецкий хлеб. Это сейчас бабушки и дедушки тащат своим внукам «гостинцы» в виде фруктов и сладостей, а тут простой хлеб. Великое счастье.
Шарманщики у забора (1868) К.Е. Маковский
Ещё одна работа Маковского, от которой… не так больно, как от встречи матери с сыном, однако это лицо девочки. Или это маленький брат? Вынужденные скитаться по улицам ради копейки, они так же устают, как если бы стояли за ткацким станком. Сейчас бы малые долго не гуляли – приюты в России явно заполнены, а раньше дети умирали на морозе.
Погорельцы (1883) Протопопов А.Ф.
Это сейчас пожар не приговор. Если все живы (документы спасены) можно хоть от чего-то оттолкнуться и вернуть в жизнь в нормальное русло. А тогда, столетия назад, пожар мог стать последней чертой. Если родственники не помогли, куда пойдёшь, если от дома осталась лишь горелая печка? Пережившие Вторую Мировую рассказывали своим детям, каково это! А вот детям их детей уже рассказать некому.
Надоела (1897) Маковский Александр
Этот сюжет печальней некуда… какой-то парень, похож на киношного Мелихова, явно что-то сказал и она в слёзы. Скорее всего между ними случилась любовная связь, она (вероятно) забеременела, а если нет, кто же не девственницу замуж-то возьмёт? Судя по физиономии «гулящего» с таким семьи не сделаешь, будет изменять, не внушает надежность. Она должно быть ничем не примечательная девушка, жизнь которой разбита.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить рассказы о жизни русских художников. Статья и без того уже длинная, не каждый дочитает, следующая часть далее по ссылке. Когда изучаешь картины из прошлого, невольно понимаешь НАСКОЛЬКО тяжела была жизнь простого народа, и что сегодня мало что изменилось. Да, в каждом доме есть телевизор, и пенсия более-менее помогает выживать. Но разве об этом они мечтали?