Найти тему
Лоскуты эпохи

Три платья бабы Мани

Одно было простое домашнее, именно в нем я ее видела чаще всего. Какая-то мягкая, очень приятная на ощупь, лёгкая ткань, прямой крой, треугольный вырез… По расцветке – что-то в мелких разводах – сине-зелено-бело-серое… Была ещё кофта, вязаная, большая, как говорила сама баба Маня – васильковая. Бабушка с удовольствием тянула это слово, и мне тоже нравился и глубокий, яркий цвет и его нежное название. Правда, кофту Маня надевала крайне редко, разве что в самые сильные морозы, когда где-то прорывало трубы и в районе отключали отопление. Вязаные грубые носки из ниток разного цвета были постоянным и обязательным аксессуаром, завершающим домашний туалет Марии Степановны. Впрочем, этим необходимым для сибиряка элементом гардероба бабушка эффективно обеспечивала всю семью.

А я так и не научилась...
А я так и не научилась...

Второе платье было рабочее – в нем бабушка выходила на улицу, в магазин, в контору изредка. Чаще всего, работу бабе Мане приносили на дом – она числилась уважаемой и востребованной машинисткой лет до восьмидесяти. Это рабочее платье было по сути, сарафаном очень простого квадратного кроя из черной саржи. Ткань была грубая и колючая, приличный фасон скрывал все изгибы бабушкиной дородной фигуры, длинна была тоже очень приличной и практичной – на ладонь ниже колена. Надевалось это чудо на батистовую или хлопковую рубашку, с отложным воротничком, их было две – беленькая и бирюзовая. К наряду полагалась Сумка – одна на все случаи, очень старая, очень прочная, и на вкус бабы Мани – самая красивая и правильная. Черная, жесткая, из толстой, благородно блестящей кожи, строгой трапециевидной формы, объемная – в нее помещалось много бумаг и вообще все необходимое. Надежную защелку, даже сама баба Маня открывала с трудом своими сильными большими руками. Завершали ансамбль черные устойчивые туфли на низком квадратном каблуке, с квадратным носом и квадратным вырезом. Все вместе создавало образ основательной, практичной, строгой, прямой, неприступной, стильной дамы из класса трудящихся.

Образ начинается с сумки...
Образ начинается с сумки...

Третье платье – нарядное – надевалось по праздникам. Благородный тёмно-розовый штапель с черными ромбиками… Всё тот же простой прямой крой, ниже колена. Да, любила она только такой фасон и только такую длину. Бывает, прибежишь к ней какой-то обновкой похвастаться, а она поцокает языком: «Что-то длинное больно, аж до щиколотки, надо подбить…» Или: «Ой, срам, коротко, простудишься!» Праздничное платье бабы Мани пахло нафталином и лавандой, потому что доставалось из шкафа крайне редко, вместе с кружевным накрахмаленным воротничком, довольно простым. Может быть, я видела бабушку нарядной всего лишь пару раз, когда к ней приезжал племянник. В семейных торжествах с шумными застольями баба Маня не участвовала, оставаясь в своей комнате, потому и наряжаться было ни к чему. То ли не хотела, то ли не звали…

И почему больше не носят воротничков... красиво же!
И почему больше не носят воротничков... красиво же!

Никогда и никаких украшений баба Маня не носила, ни серёжек, ни колец, ни бус… ни в будни, ни в праздники. Причёска у неё всегда была одинаковая – короткие волосы, гладко зачёсанные и закреплённые гребёнкой. Никаких маникюров и косметики – никогда в жизни.

Последним у бабы Мани появилось четвёртое платье. Она сшила его из искусственного, достаточно жёсткого и плотного шёлка – чёрного, с разноцветными крапинками-брызгами… Расцветка, как космос с закручивающимися галактиками. Фасон тот-же – прямой, лаконичный. На грудь баба Маня пришила крестик, который никогда не носила. Из обрезков баба Маня смастерила наряд для моей куклы. Платье висело в шкафу лет десять. Там же лежало новое бельё, чулки, тапочки и деньги на похороны. В космическом платье баба Маня отправилась в бесконечность, когда пришло время.

А сколько платьев у вас?

Рассказала Ольга.