Владельцы автомобилей, ЭСУД которых учитывает положение механической дроссельной заслонки в десятых долях процента (все модели ЗАЗ (Микас 7.6\10.3)), Chevrolet Lanos (Delphi MR-140), Daewoo Nexia 1.6 DOHC (Sirius D42) в процессе эксплуатации зачастую сталкиваются с почти неразрешимой проблемой - потерей нулевого значения положения дроссельной заслонки.
Дроссельная заслонка — механический регулятор проходного сечения канала, изменяющий количество протекающей в канале среды: жидкости или газа. В системе впрыска топлива дроссельная заслонка представляет собой отдельный узел, стоящий в воздушном тракте последовательно и дозирующий количество воздуха на входе в коллектор. В механическом исполнении дроссельная заслонка приводится в движение с помощью троса, второй конец которого соединён с педалью акселератора. За закрытие дросселя отвечает возвратная пружина привода заслонки. Заслонка в случае с ЭСУД, работающей по давлению воздуха всегда должна возвращаться в одно и то же стартовое ("нулевое") положение! В закрытом положении дроссельная заслонка автомобиля пропускает минимальное количество воздуха, необходимое полностью прогретому двигателю для работы на минимально возможных оборотах. Это важно: закрытая дроссельная заслонка не является герметично-закрытой по определению! Пропускная способность закрытого дросселя с механическим приводом устанавливается регулировкой начального угла открытия заслонки.
Датчик Положения Дроссельной Заслонки, или "потенциометр дросселя" передаёт ЭСУД информацию о фактическом положении заслонки. Начальное положение условно-закрытого дросселя принимается (должно приниматься) блоком управления за 0% открытия (0.0 - 0.2% в системах, учитывающих положение дросселя в десятых долях процента), положение полностью утопленной педали акселератора принимается за 100%. За такого рода соответствие (аналого-цифровое преобразование) отвечает сразу три программных опции:
1) график АЦП ДПДЗ по умолчанию
2) Адаптация нуля дросселя
3) Принудительная калибровка дросселя
Относительно штатного графика АЦП стоит лишь отметить, что 0.0 Вольт не есть 0% (блок управления при отсутствии напряжения выдаст ошибку "низкий уровень сигнала ДПДЗ"), а +5 Вольт не есть 100% (блок управления при таком напряжении в цепи выдаст ошибку "высокий уровень сигнала ДПДЗ"). Дальнейшие "шаманские танцы" вокруг заводской калибровки возможны только методом растачивания посадочных отверстий и последующего смещения датчика вдоль оси привода заслонки:
На автомобилях Lanos, Nexia, Sens и Chance применяются различные дроссельные патрубки со взаимно не-заменяемыми ДПДЗ (!):
- ЗАЗ 1103, SENS до 2007 года включительно = ДУ 2112 (46 мм, подогрев тосолом), ДПДЗ 2112
- ЗАЗ SENS, Chance 1.3 с 2008 года = ДУ 3071 (40 мм, электрический подогрев), ДПДЗ 307100
- Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos, Chance 1.5 = ДУ 96143585 (открытие по часовой стрелке), ДПДЗ 17106681
- Daewoo Nexia DOHC, 1.6 = ДУ 25183953 (открытие против часовой стрелки), ДПДЗ 94580175
Оригинальные ДПДЗ ("Омега", "CTS") отличаются постоянством напряжения в то время как более доступные аналоги имеют существенно бо́льшие допуски и способны изменять значения при одном и том же положении в пределах 0.06 В (что уже соответствует 0.4% ПДЗ).
Что же происходит со временем со штатным датчиком и какова его природа износа? ДПДЗ - это резистор. Со временем резистивное напыление стирается. Чаще всего это происходит в месте, соответствующем около нулевому положению заслонки, так как именно оно является наиболее часто используемым. Помните регуляторы громкости на старых телевизорах (без пульта) и кассетных магнитофонах, и характерное "шуршание" в колонках при регулировке громкости? С теми регуляторами происходило всё то же самое...
В самом начале напряжение ДПДЗ при закрытом дросселе начинает варьироваться, при дальнейшем износе происходит резкое падение напряжения в цепи датчика. Владелец автомобиля с такой неисправностью идёт в магазин и покупает... то что есть в наличии. Как правило, это ДПДЗ "AMD" или "QUARTZ" ("оригинальный" ДПДЗ для Нексии\Ланоса стоит в 5-6 раз дороже аналогов, поэтому редкий магазин держит их в наличии). Собственно, на этом спокойная жизнь автолюбителя заканчивается потому что при каждом новом включении зажигания ДПДЗ выдаёт новое значение, в результате чего блок управления либо зажигает лампу неисправности, либо перестаёт уходить в режим холостого хода при отпускании педали акселератора. Наступив на горло собственной жадности и раскошелившись на новый оригинальный датчик, автолюбитель как правило вновь обретает спокойствие. Но не всегда, и вот почему...
Провоцировать изменения напряжения в цепи ДПДЗ может изменение сопротивления между массой кузова и массой выходных каскадов - увы, достаточно распространённый дефект на автомобилях старше трёх лет. Контакты окисляются, после чего в зависимости от влажности и температуры сопротивление начинает изменяться. Единственным способом "найти нуль" в этом случае является принудительное замыкание массы датчиков на массу кузова с последующей калибровкой дросселя.
Программная калибровка ДПДЗ с использованием алгоритма адаптации нуля дросселя (доступна не на всех блоках и прошивках):
1. Включить зажигание
2. Подождать ~5 секунд
3. Утопить педаль акселератора ("газ") до упора и зафиксировать на ~5 секунд
4. Плавно полностью отпустить педаль
5. Выключить зажигание и подождать ~30 секунд
Специально для Никотина и прочих "диванных экспертов" прилагаю список ЭСУД и ПО, в которых этот алгоритм работает. Он просто работает - нравится это кому-то или нет; написано про то в умных книжках или нет:
- М113, ПО M11.0.0 AEC 02.33.111 (2007-2009)
- M113, ПО M11.0.0 AEC 02.33.125 (2009-2010)
- M114, ПО M10.3.0 AEC 02.33.146 (2009-2011)
- M114, ПО M10.3.0 AEC 02.33.151 (2009-2013)
Принудительная программная калибровка дросселя осуществляется при помощи специализированного диагностического сканера. В случае с ЭБУ "Микас" (кроме Микас-7.6) возможно произвести калибровку дросселя при помощи приложения OpenDiagFree.
Подводя итог можно резюмировать (тезисно) следующее:
1. При замене ДПДЗ определите модель штатного дроссельного патрубка и ДПДЗ чтобы исключить покупку датчика, который Вам не подойдёт.
2. При выборе нового ДПДЗ отдайте предпочтение оригинальному изделию
3. Доверьте замену ДПДЗ мастеру-диагносту. Просто снять старый и прикрутить новый датчик зачастую бывает недостаточно...
4. Если даже после установки нового оригинального датчика проблема потери нуля дросселя не решилась - произведите доработку электрической цепи в виде замыкания массы датчика на массу кузова
5. Меньше доверяйте форумам и "экспертам", для которых нет разницы между автомобилями 2007 и 2008 годов выпуска...