"Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают"- есть такая редкая поговорка в Церковной среде.
Что же такое святость, и как святые становятся святыми?
Сразу, наверное, всплывает образ сурового аскета, изнуряющего плоть постами, как преподобный Антоний Великий. Монаха, который от юности возлюбил Христа и последовал за Ним в монашеском образе, как преподобный Сергий Радонежский. Святителя- чудотворца, помогающего простым людям и выступающего за справедливость как святитель Николай Чудотворец.
Церковь знает несколько чинов святости, это
1. Святители
2. Преподобные
3. Мученики
4. Праведные, блаженные, бессеребрянники, юродивые.
Библейские лики святости:
1. Пророки
2. Апостолы
Эти чины не означают, что кто-то свят больше, а кто-то меньше, они лишь фиксируют жизненный статус. Святители- это архиереи праведной жизни. Преподобные- это достигшие святости в монашеском образе. Апостолы и пророки были избраны Богом для проповеди, как близких к Нему и готовых творить дело Божие. Так как же быть святым сегодня?
Человек не может быть свят сам по себе. Одни добрые дела, моральные поступки- это еще не святость. Ведь и атеист может помогать другим, и корыстный человек, для каких-то своих целей может оказать кому-то пользу.
Молиться тоже мало, ведь не все умеют молиться и молятся правильно. Многие делают это без веры, благоговения и осознания к Кому обращаются.
Есть два важных реальных фактора, которые действительно работают. И последний обладает абсолютной силой.
1.
«С преподобным преподобен будеши <...> и со строптивым развратишися» (Пс.17:26-27).
Как нельзя в юридическом вузе обучиться на пилота, так и в преступном обществе нет святости и развития в этом направлении.
2.
Свят Господь, Бог наш. Пс. 98:9.
Святость исходит от Бога и дается Богом. Потому что благоразумный разбойник вошел в рай по одному слову Христа. "Ныне будешь со Мной в раю" (Лк. 23:43). Он уверовал во Христа как Бога и Мессию, не имея за собой ни добрых дел, ни постов, ни молитв. Но это исключительный случай. Святость- это просвещенность Духом Святым. И "Дух дышит где хочет"(Ин. 3:8).
От нас же требуется активная церковная жизнь, которая включает в себя два упомянутых фактора. Церковные таинства дают Божественную благодать. А церковное сообщество- это пример праведной жизни: молитвы и добродетели.