Найти тему

Задний адаптер мотоблока Нева-МБ23, концепция и начало изготовления

Мотоблок я давно уже купил. Тележку к нему тоже купил. Но вот захотелось сделать задний адаптер. По сути дела, в итоге у меня будет переднеприводный минитрактор.

2020, январь. Концепция выбора типа адаптера.

Вообще, что это за понятие такое - "адаптер мотоблока"?
Это некая конструкция с двумя колесами, которую можно подцепить к мотоблоку и получить из него уже 4-х колесную технику.

Если цепляем этот адаптер спереди, то получаем передний адаптер. Аналогично, подцепив адаптер сзади, получаем задний адаптер. Существенно то, что при этом конструкция самого мотоблока никак не меняется. Ну, разве что, кроме установки системы заднего хода 😁 Которая не зависит от типа адаптера. Да и то это уже скорее опция, а не обязаловка. Потому что, в принципе, можно использовать и штатный переключатель скоростей. Разве что только как-то доработать его, чтобы можно было переключать дистанционно.

Есть еще тенденция делать мини-трактора... Но я на это не замахиваюсь. Это сложнее и дольше делать, чем адаптер. И мне, я надеюсь, хватит адаптера. Я ж не фермер всё-таки 🙄 Мне не надо обрабатывать гектары земли. Вообще, иногда называют мотоблок с адаптером "моноприводным мини-трактором". Может быть даже и верно с технической точки зрения, но "не звучит". Потому что трактором всё-таки логичнее называть ту технику, которая изначально делалась таковой.

У каждой концепции, то есть передний/задний адаптер, есть плюсы и минусы. Если честно, то я их рассматривать особо не хочу. По крайней мере сейчас. Отмечу только, что тип адаптера "задний/передний" люди выбирают в зависимости от личных предпочтений, смотря на то, какие параметры являются более значимыми именно для них. Затем либо покупают, либо делают своими руками. Среди покупных есть сделанные на разных заводах, а есть сделанные умельцами на продажу. И замечу, что нередко сделанные умельцами выглядят лучше заводских 😁 Если делаются по индивидуальному заказу, то мастер, естественно, учитывает пожелания заказчика. Человек получает то, что ему надо. А не то, что кто-то посчитал сделать нужным на заводе.

Не буду давать тут ссылок на описания каких-то определенных адаптеров, это не рекламная статья. Их можно найти и в текстовом виде через любой поисковик, и на ю-тубе во множестве видео. Ищем по словам "мотоблок адаптер".

Кстати, адаптеры можно еще даже немного классифицировать.

  • передний адаптер с поворотными колесами
  • передний адаптер переломка (технически возможно, но делают их очень мало)
  • задний адаптер переломка
  • задний адаптер простейший; по сути та же переломка, но для управления используются "рога" адаптера
Слово "переломка" означает, что корпус состоит из двух частей, которые могут поворачиваться относительно друг друга и управление осуществляется рулем через посредство рулевого механизма. Одна часть - это мотоблок, вторая часть - адаптер.
Поворот (вращение) делается как относительно горизонтальной продольной оси, так и поворот относительно вертикальной оси. Естественно, что поворот относительно горизонтальной поперечной оси не делается.

Замечу, что еще есть мотоблоки с валом отбора мощности. Я такие не видел живьём, только на фото. Практически трактор получится, я думаю. Фото такого мотоблока с адаптером имеется в галерее чуть ниже, в этой же статье.

У передних адаптеров иногда спереди ставят небольшой кузовок.

У любого типа адаптера можно сзади сделать специальную подвеску для установки плуга.

Если совсем кратко говорить, то понятие "адаптер мотоблока" очень широкое. Тут просто целый зоопарк решений возможен 😁 И что самое главное, все они имеют право на жизнь!

Я подумал-подумал и решил сделать небольшую подборку фотографий. Ограничился набором 11 фото различных адаптеров, включая полноприводный. Все фото взяты из интернета, из свободного доступа. Тут как фирменные, так и самодельные. Как я ранее говорил уже, не всегда и отличишь их друг от друга.

Тут не весь спектр возможных адаптеров, просто подборка различных типов (всего 11 фото, все подписаны). Рекомендую посмотреть на них внимательно, особенно если вы с этой темой не очень хорошо знакомы, но это вам интересно.

Моё решение

Я решил так, что лучше сделаю сам. Потому что просто хочу поработать руками и головой. Потому что хочу получить полностью то, что мне хочется. И если я сделаю сам, то потом всегда смогу модифицировать, когда появятся какие-то новые требования/пожелания. Именно его и буду описывать на своем канале. Причем будет это задний адаптер. Мне он больше понравился по совокупности параметров.

Как и большинство самодельщиков (или все?) решил поехать на разборку автомобилей и закупить там много необходимых узлов. Новыми были только профильные трубы для рамы.

Сначала позвонил по нескольким объявлениям с авито. Выбрал то, что мне больше понравилось... Поехал, выбрал, купил. Потратил 4 тысячи рублей на набор:

Начальный набор деталей для адаптера
Начальный набор деталей для адаптера

  • от переднеприводных ВАЗов: задняя балка в сборе с барабанами и всеми другими причиндалами (скорее всего, колодки надо будет менять - вскрытие покажет), передняя ступица в сборе с поворотным кулаком (тормозной диск на выброс, всё остальное в дело), нижний кронштейн для этого поворотного кулака (даже с шаровой опорой, хотя она, может, и под замену)
  • от заднеприводных ВАЗов: рулевое колесо с рулевой колонкой в сборе (там даже замок с ключами подцеплен), рулевой механизм в сборе со всеми тягами (часть тяг использую в дело)
  • от УАЗа: кардан; предполагалось, что будет нужна только одна крестовина с вилками (по факту она не пригодилась)
  • от хрен знает чего: педальный узел на 2 педали и педальный узел на 1 педаль (передний ход, тормоз, задних ход)

Купил также 6 метров профиля 60*40 (1200 р), который мне порезали по полтора метра. Плюс к этому, у меня есть в заначке уголки 50*50, 30*30, профили 20*40 и 20*20.

Два колеса ВАЗ на 14 дюймов, в сборе, 500 р за оба.

-

В дальнейшем будут куплены еще 2 колеса, подшипники, трубки, сиденье... Но это всё потом будет описано, также как и то, как я буду делать адаптер. Когда придет время этих деталей проявиться и занять своё место.

Общефилософская рассуждалка о самодельщиках и их творениях

Насколько я понял по многим видео на ю-тубе, у подавляющего большинства самодельщиков просто в принципе нет точных чертежей того, что они делают 😀 Разве что только наброски какие-то. Однозначно есть концепция и есть в наличии определенные (чаще всего не все) запчасти. А всё остальное делается "по месту". Опять же, исходя из наличия деталей. По необходимости ищутся или делаются самостоятельно недостающие "хреновинки".

Но что самое главное, в итоге сделанное ими ездит, бегает, летает, плавает, прыгает! То есть, делает то, что туда заложил Создатель этого аппарата. Пусть и не идеально, если оценивать с точки зрения перфекциониста.

В то же время, этот самый перфекционист будет ходит по форумам, на ю-тубе, в Дзене и критиковать. Мол "а вот тут не идеально", "а вот там ТБ плохо соблюдалась в процессе работы", "а вот в этом месте я не уверен, что вообще должно работать"... И еще "да зачем вообще делать самому, проще купить, на заводах лучше сделают, чем вы в гараже и на коленке". Вы, наверное, встречались с такими, и не раз? 😎

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи про создание адаптера!

И пишете комментарии, делитесь опытом! Это может быть полезно если не всем, то многим самодельщикам.

===

Статьи канала, связанные с данной статьёй

Задний адаптер мотоблока: делаю мост и раму Описываю, как делал мост и раму адаптера.

Задний адаптер мотоблока: делаю новые полуоси для самого мотоблока Изготавливаю новые полуоси для мотоблока, под большие колеса и большую колею.

Задний адаптер мотоблока: узел перелома и поворота, рулевой механизм Рассказываю и показываю, почему и как сделал узел перелома и поворота и рулевой механизм

Задний адаптер - стыкую мотоблок и сам адаптер. Рассказываю про новый сварочный аппарат, про изготовление узла стыковки адаптера и мотоблока, а также про начало работ с рулевой колонкой.

===

Подписывайтесь на канал! Будет интересно и познавательно.

И не забывайте лайкнуть/плюсануть, если понравилось.

На канале имеется содержание, для быстрого поиска любой темы и вообще для понимания того, что интересного тут можно найти.