Найти тему

Свой среди своих, часть 4

Пора обратить свой взор на Серениссиму - Светлейшую Республику Венеция. Её художники также оставили яркий след в живописи о живописи.

В 1479 году султан Мехмед II, тот самый, что занял Константинополь, запросил в Европе хорошего художника. Венецианцы решили, что им будет представитель знаменитой семьи - Джентиле Беллини. В 1479 году он прибыл в Константинополь. В 1481 году Мехмед II умер, и венецианский художник покинул османскую столицу, проведя там почти 2 года.

Филипп-Жак ван Брее (Бельгия) – Джентиле Беллини при дворе Мехмеда II. Из каталога аукциона Сотбис.
Филипп-Жак ван Брее (Бельгия) – Джентиле Беллини при дворе Мехмеда II. Из каталога аукциона Сотбис.

Тициан одним из первых среди художников заслужил почти королевских почестей. Об этом повествуется в картине, на которой повелитель трети земного шара не гнушается поднять упавшую кисть великого венецианца.

Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Карл V подбирает упавшую кисть Тициана. 1808. Художественный музей Бордо
Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Карл V подбирает упавшую кисть Тициана. 1808. Художественный музей Бордо

Тициан писал не только королей.

Амос Кассиоли (Италия, 1832-1891) В студии Тициана, 1873. Частная коллекция
Амос Кассиоли (Италия, 1832-1891) В студии Тициана, 1873. Частная коллекция

К сожалению, точная дата рождения Тициана неизвестна. Если принимать во внимание самую раннюю из предполагаемых (1473), то получается, что художник прожил 102 года! Если же самую позднюю (1490), то 86 – всё равно достаточно много по тем временам. Прошла целая эпоха, сошли со сцены даже более молодые художники, а Тициан всё жил, и не просто жил, а создавал шедевры до самой смерти.

Здесь художник изображён в кругу двух своих сыновей и дочери Лавинии, известной по знаменитому портрету.

Семья Тициана. Гравюра из книги итальянского писателя Джузеппе Кадорина, изданной в 1833 в Венеции
Семья Тициана. Гравюра из книги итальянского писателя Джузеппе Кадорина, изданной в 1833 в Венеции

В 1576 году Тициан, казавшийся современникам вечным, скончался от чумы. Говорят, что его нашли прямо на полу мастерской с кистью в руке.

Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Смерть Тициана. 1832. Музей Girodet. Монтаржи (Франция)
Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Смерть Тициана. 1832. Музей Girodet. Монтаржи (Франция)

Видимо, современники уже тогда понимали, с кем они жили по соседству, так что даже строжайшие карантинные меры венецианского правительства были нарушены. Тело Тициана не сожгли, как это было положено с телами умерших от чумы, а похоронили с почестями.

Александр Эсс (1806-1879, Франция) Траурная церемония в память о Тициане, умершем в Венеции во время чумы в 1576. Лувр (Париж) 1833
Александр Эсс (1806-1879, Франция) Траурная церемония в память о Тициане, умершем в Венеции во время чумы в 1576. Лувр (Париж) 1833

Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (маленький красильщик) (1519-1594) был не просто великим венецианским художником, но и, по видимому, человеком с оригинальным чувством юмора. Сразу несколько художников захотели изобразить один из эпизодов, связанных с Тинторетто, точнее, не только с Якопо, но и с Пьетро Аретино (1492-1556) главным острословом, пасквилянтом и словесным хулиганом эпохи. Аретино писал книги, памфлеты, сонеты, сатиры. Мог составить кому-то рекламу (естественно, не задаром), а мог жёстко высмеять. Причём фигуры рекламируемых и высмеиваемых сегодня, завтра могли поменяться местами. Не гнушался он и вымогательством, получением платы за распространение (нераспространение) тех или иных сведений. В общем, личность насколько талантливая, настолько же и спорная. Тинторетто долго доставалось от Аретино, тот постоянно подвергал художника насмешкам. Наконец, Тинторетто пригласил острослова к себе, предлагая исполнить его портрет. В какой-то момент в руке художника блеснул кинжал. Аретино вообще-то уже не раз пытались убить за его язык, но тут главный сатирик Италии испугался. Тинторетто же промолвил: «Стой смирно, я лишь сниму с тебя мерку». Кинжал в тот вечер использовался в качестве линейки. Месть, достойная великого таланта.

Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Аретино в мастерской Тинторетто. 1822. Частное собрание
Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Аретино в мастерской Тинторетто. 1822. Частное собрание
Жан Огюст Доминик Энгр. Аретино в мастерской Тинторетто. 1848. Музей Метрополитен (Нью-Йорк).
Жан Огюст Доминик Энгр. Аретино в мастерской Тинторетто. 1848. Музей Метрополитен (Нью-Йорк).

На сегодня, под занавес, «групповое фото». Конечно, в истории такого быть не могло, но кисть художника может почти всё.

Михай Мункачи (1844-1900, Венгрия) – Апофеоз Ренессанса. Музей истории искусств. Вена.
Михай Мункачи (1844-1900, Венгрия) – Апофеоз Ренессанса. Музей истории искусств. Вена.

В левом нижнем углу – Леонардо да Винчи (со свитком в руке) и Рафаэль. Над ними (с палитрой в руке) – Веронезе. По центру, с рукой, указывающей на холст – Тициан. Над ним, на балконе папа Юлий II. Снизу справа, с рукой у лба – Микеланджело.

Пожалуй, на этом сделаем паузу. Пусть тема отдохнёт. Отдохните пока от неё и вы