Посетителям пензенского Литературного музея предоставлена уникальная возможность познакомиться с несколькими экземплярами знаменитого английского фарфора фирмы Веджвуд (Wedgwood). Эти прекрасные предметы пополнили фондовую коллекцию в начале 1980-х гг. Фарфоровые изделия были переданы музею частными владельцами антикварных предметов из Москвы.
Небольшая коллекция иллюстрирует выдающееся мировое изобретение в фарфоровом деле – яшмовый фарфор Дж. Веджвуда, керамиста XVIII века. Джозайя Веджвуд родился в 1730 г. Вся семья в нескольких поколениях занималась керамикой, поэтому карьера мальчика была предопределена с раннего детства. Долгие годы работы в качестве подмастерья у старших братьев (начал работать с 9 лет) не прошли даром. В 1759 году Веджвуд открыл собственную фабрику. В тандеме с керамистом Томасом Уилдоном Веджвуд изобрел зеленую глазурь. Позже появился глазурованный фаянс кремового оттенка, который получил название «сливочный». В 1765 году Веджвуд преподнес «сливочный» сервиз королеве Великобритании Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой, пришедшей в полный восторг от подарка. С тех пор данный вид веджвудского фарфора носит название Queen’sWare («посуда для королевы», «королевский фаянс»).
Но главное творение Веджвуда родилось в 1775 году - яшмовый фарфор, образцы которого представлены на выставке. Яшмовый фарфор с примечательным бледно-голубым (есть вариации со светло-зеленым, сиреневым и синим оттенком) цветом. Изделия украшены рельефным белым рисунком, сюжет взят из древнегреческой и римской мифологии. Пожалуй, это лучшие образцы фарфоровых изделий того периода, выполненные в технике джаспер, которая была изобретена во второй половине 18 века, и широко применялась последователями «великого мастера фарфора» в последующие годы. Элегантные формы, тончайшие стенки с удивительной прочностью, оригинальные строгие орнаменты характеризуют яшмовый фарфор. Изобретение яшмовой массы стало своеобразной революцией в гончарном деле. Ключевым компонентом в составе стало прочное химическое вещество белого цвета - сульфат бария. Это сделало данный вид фарфора особо твердым. Данное вещество способно выдерживать большие температуры при обжиге (более 1200), а чем выше температура «запекания» керамики, тем она прочнее, без образования возможных трещин (мелких дефектов, возникающих при обжиге). По составу яшмовая масса близка к традиционному фарфору. Но ее можно резать, шлифовать и гравировать.
На экспозиции представлена ваза-сосуд (графин с крышкой), выполненная из материала jasperware (джаспер, яшмовая керамика). Сам Веджвут описывал яшмовую массу, как «белый изящный фарфоровый бисквит», с бархатистой поверхностью, которая в изломе сохраняет свой цвет». Вазочка-графин фирменного синего цвета с рельефным белым рисунком (белый бисквит), изображающим аполлона и муз. Изображение наложено на предмет и закреплено в процессе обжига. Вазочка- графин грушевидной формы, с шаровидным туловом, покатыми плечиками, прямой цилиндрической удлиненной шейкой, плавно переходящей в устье, с выступающим округлым бортиком по устью, такой же округлой ножкой; со съемной крышкой и с шаровидным навершием на ней. Горлышко декорировано белым листовым орнаментом в виде горизонтальной полосы по окружности. Верхняя часть шейки (венчик) и крышка тоже украшены белым растительно-цветочным орнаментом. Предмет выполнен в классическом стиле. Выбранная Веджвудом тема декора для «творений» (которая широко применялась на фабрике и в 19 веке)неслучайна. Эпоха классицизма четко диктовала свои требования для всего искусства. Произведениям искусства придавали строгую геометрию форм, симметрию линий. Обращение к античному искусству требовало соблюдение основного правила в оформление декора предмета: наличие горизонтальной композиции, заключенной в «ленточную» плоскость (фризовая композиция). И в эти каноны наилучшим образом вписывалась стилизация античного искусства. Архитекторы, скульпторы, мастера фарфорового дела широко обращались к искусству Древнего Рима и Греции. Веджвуд, однажды увидев итальянские расписные краснофигурные сосуды, пришел в дикий восторг. Это стало для него основным источником вдохновения в создании «своих» шедевров. Продолжатели дела Веджвуда строго соблюдали заложенные тенденции в производстве яшмового фарфора и в последующем веке. Данная ваза-графин с крышкой выполнена в конце 19 –нач. 20 вв. Об этом нам говорит вдавленное клеймо в тесте на дне предмета: «WedgwoodEngland». Нужно отметить, что Джозайя Веджвуд стал первым, кто в качестве клейма использовал свое имя, снижая риск подделки фарфора. С 1891 года к слову Wedgwood добавилось «England». Оба слова раздельно стоят друг от друга. Подобное клеймо использовалось до 1908 года, когда появилась марка «WedgwoodmadeinEngland». На дне вазочки-сосуда можно заметить еще один символ: одиночно стоящая буква «С» и символ в виде трех вдавленных точек. Эти символы указывают на гончара, который изготовил предмет (по этим данным мастер получал деньги за работу). Таким образом, вазу-графин можно датировать 1891-1908 годами.
Веджвудская фарфоровая фабрика изготовляла различные медальоны, плакетки.
В витрине экспозиции привлечёт внимание овальная плакетка-медальон, с античным сюжетом, обрамленная в золоченную гравированную рамку-оправу. Подобные изделия использовались как самостоятельные декоративные украшения для интерьера, так и в качестве вставок для мебели.За основу внешнего вида, техники изготовления медальона были взяты античные камеи, которые получили широкую популярность в 18 веке. Медальон выполнен на основе техники пат-сюр-пат (с фр. яз. «слой за слоем»).При помощи кисти нанесена фарфоровая смесь с добавлением воды, которая по мере впитывания в неглазурованную поверхность изделия твердела, образуя рельефный рисунок. Толщина рельефа, прозрачность самого рисунка зависела от количества нанесенных слоев. Так, для рельефа на медальоне толщиной около 2 мм, потребовалось около 20 слоев. Это достаточно «тонкая» работа, требующая от мастера огромного профессионализма. Исправления рисунка, выполненного в подобной технике, невозможны. Масса прочно твердела. Для прорисовки отдельных мелких элементов мастер использует стек или специальные иглы для скульпторов; процесс нанесения декора основан на технике сграффито («выскребать, царапать»). Соли металлов, которые входят в состав фарфоровой «смеси» делают контуры рисунка полупрозрачными, мягкими, плавными. Такая техника была особо распространена для декора мелких фарфоровых изделий. Медальон с фирменным клеймом «Wedgwood» (буквы с засечками). Подобную марку с одним именем ставили после 1780 г. (ушел из жизни компаньон Веджвуда Т. Бентли) до 1891(добавилось слово England).
Хотя со временем, техника производства, способы декорирования усложнялись и появлялись новшества, последователи Веджвуда постарались сохранить основные направления в процессе изготовлении «веджвудского фарфора.
Сегодня Д. Веджвуда называют «отцом гончарного дела в Англии». Недаром на его надгробии высечено изречение: «Превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство». Из цветового разнообразия изделий из «каменной массы» (яшмовой) большое распространение получила именно узнаваемая фирменная синяя (голубая) вариация. Сам стиль в декоративно-прикладном искусстве со временем получил название «Голубой Веджвуд».
Ваза-сосуд с крышкой. Англия, 1891-1908 гг., яшмовая масса, бисквит, формовка, обжиг, лепка. Выс. с крышкой 17.5 см
Медальон с изображением античной сцены. Англия, 19 век. Яшмовая масса, металл, обжиг, золочение, гравировка; 8.3х5.5 см
Портрет.Дж.Веджвуда