То, что ребёнок плоть от плоти наш, достаточно ли этого для воплощения им в жизнь того, что у нас самих не очень получилось?
Обязательно ли он наследует наши хорошие черты, а плохое будет отбраковано? Почему то многие живут с искренним убеждением, что стоит посильнее вдохновить своё чадо, словом или угрозами, и у него обязательно откроются удивительные таланты.
И, пусть сами родители свою звезду с неба не достали, но дитя родное с удовольствием готовы подкидывать раз за разом, чтобы звезда была поймана и схвачена, не взирая на тяжёлые травмы при частых падениях.
Конечно, генная конструкция сложна, в неё вплетены несчётные качества живших до нас мужчин и женщин. Известно, что «колода тасуется причудливо». Но вот насколько причудливо? Что на самом деле можно извлечь из этой колоды, а чего никогда быть не может, потому, что не может быть?
В жизни всякое случается. И, из совершенно обычных семей приходят удивительные гении. И, у необыкновенно одарённых родителей появляются вполне заурядные отпрыски.
Религиозные учения мира в один голос советуют всё искать в себе. Но значит ли это, что каждый из нас наполнен сокровищами как пещера Али-Бабы? Стоит только немного постараться и из глубин нашей генной памяти вынырнет любой дар, хоть умение петь, хоть глаголить на чужих языках. Как ни удивительно, в том, что это так, убеждены очень многие.
Можно посмотреть на растущие как грибы всякие школы раннего развития, и плотные очереди желающих развивать в них своих детей.
При том, что любой специалист по детской психологии скажет, что раннее развитие состоит из эмоционального общения с ребёнком, играх с ним и проявления добрых чувств к нему. То есть приёмы очень простые и доступные каждому. Но мамы несут и ведут своих малышей, чтобы отдать специальной тёте, которая и поиграет и эмоциями поделится. А при случае, хитрым способом извлечет тот самый дар, и раздует божью искру.
Здесь, конечно, выбор за родителями, но может быть в погоне за неведомыми сокровищами Али-Бабы, где-то теряется гораздо более важное, настоящее и живое. Теряются сами дети, когда вместо нормального общения возникает нескончаемый процесс приготовления уроков, муштра и нервные расстройства.
Печально, но другой способ прохождения детства, отрочества и юности вряд ли кто знает из ныне живущих в нашей стране. Так же было с нашими дедушками и бабушками, папами и мамами. Многие ли из них с нежной грустью вспоминают свои школьные годы чудесные? Особенно старшие классы, когда нарастал объём алгебраических, тригонометрических и прочих будоражащих ум формул и функций. Не отрицая достижений той системы, не стоит смотреть на неё через розовые очки.
Шишек, при прохождении через ту систему, было набито предостаточно. А сколько детских слёз пролито, сколько судеб, если не сломано, то сильно погнуто. Но, как в известной печальной истории про мышек, которые плакали, а кактус продолжали кушать.
Мы продолжаем путь по граблям, ничего не меняя, а как будто даже добавляя витиеватых прыжков на этом сельском инструменте? Все эти школы: раннего, дополнительного, специального, эмоционального и прочего развития, может это не только про детей, а ещё про деньги? Система репетиторов, натаскивающих лишь бы как-то проскочить, выскочить и наглухо забыть весь этот школьный образовательный процесс. Выдохнуть, и, наконец, начать жить.
Как жить? Да как получится. Как получится приспособиться, устроиться, вписаться. И, положа руку на сердце, многие ли скажут школе спасибо за те знания, которыми они пользуются в повседневной жизни? В решении обычных житейских проблем они бесполезны. Сказать, что уровень общей культуры в детях сохраняют, тоже будет не честно.
Тут, конечно, может кому то показаться, что тут призыв повернуться в посконную старину, к самоварам и домострою. Таки нет. Однако же, наблюдаемая картина дня сегодняшнего, увы, радости не доставляет. И думаю, что не только мне не доставляет.
Тема эта совсем не первой свежести и все эти проблемы давно обсуждаются. Но обсуждения остаются обсуждениями, а слушатели, пригорюнившись соглашаются: мол, так-то оно так, да что поделаешь? Не мы плохи - жизнь плоха...
Давайте же тогда посмотрим на тех, у кого она, если не совсем хороша, но выглядит лучше. Например на наших северных соседей - Финляндию.
Пару лет назад согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) финские школы, заняли одно из лидирующих мест в рейтинге общемирового образования. При том, что финские школьники затрачивают значительно меньшее время на сам процесс обучения, они демонстрируют рекордные успехи в усвоении наук. А ещё они названы самыми читающими детьми в мире.
Что же это? Чудо или фокус? Посмотрим повнимательнее.
При организации образования использованы семь принципов: равенство, финансы, индивидуальность, практичность, доверие, добровольность, самостоятельность.
Общеобразовательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс. В итоге это составляет обязательное среднее образование.
10-й класс считается дополнительным и проходить курс этого класса можно по желанию. На этом этапе обучения можно улучшить свои оценки и определиться с профессией. Таким образом тяготеющие к знаниям и упорные получают право продолжать учёбу в лицее (lukio), либо идут в профессиональный колледж, где получают профессию и, в дальнейшем могут работать.
Желающие подробно рассмотреть принципы по которым устроена система образования в Финляндии, могут сделать это самостоятельно. Информации об этом много. Здесь приведу два:
Истины ради, следует отметить, что у финской системы есть как горячие сторонники, так и скептики, что-то в этой системе критикующие. Но результаты тем не менее - на лицо.
И, кстати, те, кто внимательно изучал финский опыт находят в его основе всю ту же советскую модель. Но тщательно обновлённую и вписанную в новые реалии. Умеют же люди! Дай Бог каждому.