Слышали когда-нибудь выражение «У него мама в Италии»? Обычно так говорили про ребят, родители которых уехали за границу, и слали домой деньги, чтобы их чада могли нормально жить. Многие их таких детей привыкли, что их содержат, и выросли ленивыми. Но сейчас не об этом.
Наша давняя знакомая тоже в своё время уехала в Италию на заработки. Как-то мы встретились, разговорились об этом, и она сказала;
- Почему все думают, что раз работает в Италии, значит богатый? Как будто всем, кто туда приехал, сразу на вокзале дают сумку евро и золотую лопату, чтобы грести бабки. Если бы вы знали, как там тяжело бывает. Хотите, тётя Таня вам расскажет, как там всё на самом деле?
И рассказала нам свою историю. Должен сказать, что завидую мужеству и стойкости этой женщины.
Татьяна попала в Италию еще в начале двухтысячных. Решение уехать далось нелегко, это была вынужденная мера.
Муж уже ездил за границу – поработал в Германии на стройке и в Венгрии на сельхозработах. Заработанных денег хватило, чтобы купить машину, более-менее облагородить дом, часть денег отложили на экстренный случай. После последней поездки он сказал, что больше не хочет ездить за границу, найдёт себе какую-нибудь работу на месте, и будет сидеть дома. На работу он действительно устроился, но зарабатывал мало, да и отдавал жене далеко не все. Отношения начали портиться, муж загулял, по вечерам часто сидел в баре с мужиками, а потом и налево начал ходить. Татьяну такой расклад совсем не устраивал. Надо было думать о будущем детей – сыну уже пятнадцать, дочери тринадцать, не за горами поступление в институт, да и так их надо кормить, одевать, обувать, а на все нужны деньги. Однажды сын пришел с дня рождения одноклассника из очень бедной семьи. Для мальчика было важно, чтобы друзья пришли его поздравить и поиграли с ним, и родители не смогли отказать. Гостей надо было чем-то кормить, а в доме не было совсем ничего. Гостей кормили обычными макаронами с солью. Сын рассказал об этом Татьяне, и она решила, что сделает всё, чтобы её дети не знали такой крайней нужды.
Татьяна работала в школе учителем. Зарплата была маленькая и платили её не вовремя. Поведение мужа стало последней каплей – она поняла, что надеяться надо только на себя. Дети уже были достаточно взрослыми, и отнеслись идее матери с пониманием. Муж сказал, что ему всё равно, если хочет, пусть едет, за детьми он присмотрит.
Почему именно Италия? Так сложилось, что туда уехали некоторые знакомые и родственники. Они посылали домой неплохие деньги, посылки, звонили родным и рассказывали, как им работается за границей. Татьяна прикинула, и решила, что тоже сможет.
Вариантов работы для женщин было немного – домработница, сиделка, или сельхозработы. Без знания языка найти что-то получше было практически нереально.
Попасть на работу в Италию можно было несколькими способами. Сложнее всего было поехать на работу официально – для этого будущие работодатели должны прислать приглашение на работу и оформлялась рабочая виза. Найти таких работодателей для Татьяны было нереально. Можно было сделать туристическую визу, приехать и остаться нелегалом. Самый экстремальный вариант – сразу ехать нелегально и тайком переходить границы.
Татьяна созвонилась с родственницей, которая уже находилась в Италии и работала в особняке состоятельных итальянцев прислугой. Она посоветовала делать туристическую визу, приезжать, и искать работу на месте. Она встретит и на первое время она поможет с жильём.
С оформлением документов ей помогли. Были ребята, которые сообразили, что на этом можно неплохо зарабатывать. Они сделали визу, и организовали транспорт. Так, тёплым майским вечером, за Татьяной заехал бус, и повез её и еще двадцать человек в Италию, на поиски лучшей жизни.
Другая страна, другие люди – всё было в новинку. Татьяна приехала к родственнице в Верону – город на севере Италии. Красивый старинный город, есть где погулять и на что посмотреть. Но, если ты приехал на заработки, гулять будет особо некогда. Поселилась в у родственницы в маленькой комнатке особняка богатого итальянца - он разрешил приютить её ненадолго. Родственница познакомила Татьяну с местными ребятами, которые за деньги помогали найти работу. В основном это были соотечественники, которые приехали несколько лет назад, обросли связями, и чувствовали себя очень хорошо. За поиски взялся Джованни, в прошлой жизни Иван, шустрый мужичок из Молдовы. Маленький, пухлый, загоревший, он был очень похож на местного, и к тому же хорошо знал итальянский. Работали горизонтальные связи – у Джованни было много знакомых, к нему обращались итальянцы, а он для них находил людей. Он сразу предупредил, что работу он найдёт, но не может гарантировать, что попадутся хорошие хозяева.
Так и получилось. На первой работе Татьяна продержалась месяц. Её взяли в семью, ухаживать за пожилой женщиной. В большом доме жила вся семья от мала до велика – сама женщина, двое сыновей с жёнами и детьми, которые уже имели своих детей, собаки и кошки. В доме творился бардак, все сновали туда-сюда, смеялись, плакали, выясняли отношения. Шум не умолкал ни на минуту. Татьяна хотела уцепиться за эту работу, потому что ей обещали целых 1000 евро в месяц, и делала всё, что говорили хозяева – следила за женщиной, убиралась во всём доме, готовила, гуляла с собаками. Работала без выходных с утра до ночи, да и по ночам приходилось просыпаться, если хозяйка её будила. Сыновья женщины не давали ей проходу, постоянно приставали, пытались ущипнуть и даже затащить в тёмный угол. Она отбивалась как могла, но терпела. А через месяц жёны сыновей решили прекратить разврат и устроили своим мужьям скандал, а Татьяну обвинили, что она хочет увести мужиков, оттаскали за волосы, и выкинули на улицу, не заплатив ни евроцента.
Оказавшись на улице, Татьяна не знала, куда идти. Денег почти не было. Родственница больше не могла приютить, хозяин был против.
Джованни посоветовал идти в церковь – там была ночлежка для людей, попавших в трудную ситуацию. Это было спасение. Потом она не раз ещё приходила в церковь, когда оставалась без денег на улице. В ночлежке она встретила соотечественников, со многими познакомилась и подружилась. В основном люди были из Украины, Молдовы, реже Россия и Беларусь. Эти связи в будущем пригодились.
С работой не клеилось. Джованни предложил временный вариант – уход за женщиной, доживающей последние дни. За неделю работы она получила 200 евро и сильный стресс. Месяц она жила на хлебе и воде, жила в ночлежке, днём искала работу. Джованни не торопился помогать, может действительно не было работы, может ему было лень. Наконец он нашёл работу – и снова временную. И дальше в течение четырёх месяцев он еще три раза находил работу, то на неделю, то на пару дней. Денег не хватало даже на еду. Несколько раз помогла деньгами родственница, уже стыдно было у неё просить, муж отказался искать и посылать ей деньги – сама поехала, сама и выкручивайся. Коллеги Джованни не хотели искать для неё работу, видимо клиенты были поделены, и уводить было чревато последствиями. Другие варианты работы тоже не попадались.
Татьяна начала отчаиваться. В кармане остались последние 10 евро. Она встретила Джованни на улице, возле стоянки бусов, и начала со слезами на глазах умолять его найти ей хоть какую-то работу, уже на колени готова была встать от отчаяния. Джованни взял ее за руку, отвел в кафе, и, когда Татьяна успокоилась, сказал, что есть у него два варианта, но все от них отказываются. Первый – работа в доме мафиози, там может что угодно случиться, а второй – пожилая пара итальянцев с отвратительным характером, у них редко кто выдерживает больше месяца.
Вечером Джованни привёл ее на новую работу. Условия обговорили сразу, Джованни поторговался и договорился на целых 1200 евро в месяц, и свободное время в воскресенье после обеда. Татьяне выделили маленькую, но отдельную комнату. Впервые за долгое время она спала одна.
А хозяева действительно были вредными. Хозяйке было около 80, хозяин был еще старше. Хозяйка ходила с трудом, по дому перемещалась на коляске с моторчиком. Бывало, целыми днями она ездила за Татьяной, и командовала, что делать. Постоянно придиралась ко всему – не так убираешь, не так готовишь, ворчала на Татьяну, ругала матерными словами. Но самым большим недостатком хозяйки была нереальная ревность. Она постоянно говорила, что Татьяна хочет увести у неё деда. Надо сказать, что дед был тот еще фрукт. Он считал себя непревзойденным ловеласом, строил Татьяне глазки, пытался приставать, и любил рассказывать о своих похождениях в молодости. Потом он вообще предложил Татьяне выходить за него, а перед этим избавиться от старой жены. Татьяна срочно рассказала об этом сыну хозяев. Он не удивился, попросил не обращать внимания, и напомнил, что за работу хорошо платят.
Так что целыми днями за Татьяной ездила на коляске бабуля, а по вечерам возвращался из кафе дед и принимал смену. Достали они её вдвоём по полной программе, вымотали все нервы. Единственный плюс – она выучила язык, и научилась виртуозно ругаться по-итальянски. Так что когда хозяйка очередной раз называла её путаной, Татьяна в долгу не оставалась, и крыла бабку на чём свет стоит. А той даже нравилось, очень она любила ругаться.
В такой обстановке Татьяна проработала еще полгода. За это время не было ни дня, чтобы пожилая парочка вела себя адекватно – то хозяин ломится в комнату, то хозяйка едет за ней на коляске с ножом и грозит убить, то устроят погром и надо убирать, то ещё что-нибудь выкинут. Сын хозяев исправно платил, и Татьяна смогла рассчитаться с долгами и даже накопить денег, чтобы отправить домой.
Однажды в воскресенье после обеда она пошла отправлять посылку домой. На стоянке бусов она встретила знакомую по ночлежке. Та сказала, что у знакомых её хозяев выгнали за воровство сиделку из Румынии, и теперь они ищут замену, но хотят женщину из Восточной Европы. Татьяна попросила порекомендовать её. Через день Татьяну пригласили познакомиться. Надо было ухаживать за пожилой итальянкой. Сеньора Джулиана была бодрой жизнерадостной старушкой, вполне могла обойтись без сиделки, ей было просто скучно. Татьяна ушла от старых хозяев, стала ухаживать за одинокой старушкой, и ни разу об этом не пожалела.
На этом месте она проработала много лет. Смогла заработать и на ремонт, и на учёбу детям, купила им квартиры, и накопила себе приличную сумму на старость. Ей очень повезло, и это можно считать историей успеха, далеко не все работают в таких условиях и так зарабатывают.
Больше всего она жалеет о годах, проведённых вдали от детей. Она очень хотела быть рядом с ними, но судьба решила иначе.
После этой истории я стал по-другому смотреть на работу за границей. Нигде нет лёгких денег, тем более в чужой стране.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, оставляйте Ваше мнение в комментариях!