Найти тему
Polienko: путешествуем вдвоём

Головешки русской истории: в Свияжске меня больше всего впечатлили не церкви, а музей остатков крестьянских домов

Оглавление

Неудачное название лишает уникальную экспозицию множества посетителей

Музей находится в дальней части острова, слева от Речного вокзала., если смотреть с берега
Музей находится в дальней части острова, слева от Речного вокзала., если смотреть с берега

Безусловно, это не Кижи. Это … даже интереснее, чем Кижи.

По традиции оговорюсь – «когда-нибудь я напишу отдельный пост…». Будет рассказ и про знаменитый остров на Онеге. Но позже.

А сегодня – про Свияжск. Тоже остров. Хотя изначально это была просто крепость на берегу небольшой реки. В ХХ веке после строительства Куйбышевского водохранилища уровень воды поднялся и отрезал возвышенную часть от остальной суши. Потом построили дамбу с большой земли и остров временно стал полуостровом. Позднее в дамбе сделали протоку, перекинули через неё мостик и статус острова снова вернулся. Таким и остаётся на сегодняшний день.

А самый дальний туристический объект на его карте (если смотреть со стороны автомобильного въезда и кассовых зон) – Музей археологического дерева «Татарская слободка».

Единственный в России

В мире всего две подобных площадки, посвящённых деревянной застройке поселений. Одна в Белоруссии, вторая здесь – на территории Республики Татарстан. Главная особенность – несколько исторических слоёв раскопали, находки собрали и аккуратно разложили.

Казалось бы, ску-ко-та… Может быть даже – скукотища.

Однако, не торопитесь с выводами, не закрывайте текст, а почитайте ещё немного.

Ноу-нейминг

В маркетинге название продукта или компании считают одним из ключевых элементов будущего успеха. «Яблочное» исключение от Стива Джобса только подтверждает это правило.

В «музей археологического дерева» я бы не пошёл. Первая ассоциация, когда слышишь название – собрали какие-то деревяшки и долго о них рассказывают. Частично, кстати, так оно и есть. А даже «Дом Троцкого» звучит как-то загадочнее и перспективнее.

Но на самом деле музей – уникальнейший.

Мультимедиа

-2

На входе огромный экран, на котором можно увидеть анимированную жизнь древнего поселения. Кто-то пашет, кто-то куёт железо, кто-то точит саблю, чтобы противостоять супостатам. Их тогда было много и находились они гораздо ближе к границе, чем сейчас.

Отлично прорисованный мультик занимает даже взрослого. А ребёнка можно минут десять водить перед экраном, тыкать в него пальцем и удивлять чадо собственным кругозором – «смотри, это такой-то житель, а вот пошёл такой-то, он будет делать то-то».

Четыре века истории

На экскурсиях гиды всё-таки бывают полезны. Здесь за несколько минут вкратце расскажут, почему одни деревянные балки висят на уровне глаз, а другие лежат внизу, как фрагменты панорамы Севастопольской битвы.

Коротко. Археологи нашли поселение. Начали копать, обнаружили фрагменты нескольких домов. Аккуратно собрали, обработали, сложили в одном месте. Потом стали копать глубже. Нашли более ранние остатки домов и предметов быта. Тоже собрали, законсервировали, сложили. И так четыре раза.

Возможность заглянуть вглубь веков. В прямом смысле
Возможность заглянуть вглубь веков. В прямом смысле

Всю найденную утварь развесили на стеклянных стендах вдоль стен. В музее нет ни одного предмета, привезённого с других территорий. Всё это найдено именно здесь. И количество экспонатов измеряется десятками тысяч.

Понравились интерактивные панели, на которых можно прочитать описание предметов, их предназначение, посмотреть, где они были в доме, как использовались. Кратко, ёмко, наглядно. Можно залипнуть на целый час.

А фрагменты домов и других построек поместили здесь же на одной площадке друг над другом. На том же месте и именно на той высоте, где они были найдены. Полная реконструкция.

-4

Ничего не добавили, не восстановили для полноты картины. Что осталось, то осталось. Если уж пепелище дома, то здесь будут обугленные куски стен, а не глянцевые свежие сосновые брёвна. Если забор, то ровно столько, сколько нашли и ни одним прутиком больше.

Стеклянный подиум посередине - удачное решение для объёмной экспозиции
Стеклянный подиум посередине - удачное решение для объёмной экспозиции

Если совсем просто – ты видишь фундамент или часть забора именно в том месте, где они находились 200-300-400 лет назад. 3D-модель в натуральную величину и в полном объёме пространства и времени.

И вот ты стоишь на стеклянном полу смотровой площадки и видишь перед собой и под ногами четыре века истории.

Конечно, нужно немного включить образное мышление. Но смотрится очень интересно. Хотя, уверен, найдутся и те, кто скажет – ну, брёвна какие-то, балки всякие.

После разочарованных взглядов людей на египетские пирамиды я уже не удивлюсь, если когда-нибудь найдётся человек, который спрыгнет со спускаемого модуля в серую пыль и скажет: «Ну, Луна, ну и ничего особенного…».

Пепел истории

Всё, что осталось от сгоревшего 300 лет назад дома
Всё, что осталось от сгоревшего 300 лет назад дома

Горели города по Руси. Часто и масштабно. Свияжск, конечно, тоже горел. Съедало дома и время, превращая их в пыль веков. А здесь хоть что-то, но осталось. Лично у меня эти обгоревшие брёвна и фрагменты срубов вызывают какое-то смутное ощущение прикосновения к истории. И – честно, без всякого напускного пафоса – к истории моей страны. Почти тактильное ощущения, хотя трогать здесь, конечно же, ничего нельзя. Это называется аурой, атмосферой места. Чёрт его знает, может настрой у меня в тот день был философский, но как-то всё сложилось в общее ощущение сопричастности.

В древних храмах не всегда такое бывает.

И даже в тех же Кижах такого не было. Там очень красиво, эстетика, услада для взгляда и восхищение деревянным зодчеством. Но жизни не чувствуешь. Остров-музей. А тут будто та самая сермяжная правда.

Получается, иногда два бревна могут дать больше, чем целое здание.

Стоимость билета:

Для взрослых посещение экспозиции стоит 250 рублей, для детей школьников и пенсионеров – 200.

Это не просто недорого. Это очень дёшево по сравнению со многими музеями даже в России, не говоря уже о Европе. Например, менее сложный музей в Татарской слободе в Казани стоил 450 рублей.

В стоимость входит экскурсионное обслуживание. Обратите внимание, что гиды работают по расписанию. Если опоздали к старту очередной группы, рекомендую изучать всё самостоятельно, а потом обязательно послушать гида. Но экскурсовода можно заказать и отдельно.

Примерно 30 минут вас водят по залу и рассказывают основные моменты. Но настоятельно рекомендую – после завершения экскурсии не спешить на следующую точку острова, а еще раз обойти всю площадку одному. Постоять над этими пеньками и остатками срубов, внимательно разглядеть на витрине с найденными артефактами все предметы (некоторые действительно удивительны – сравните с обычными бытовыми предметами, которые вы сами используете в жизни каждый день), вчитайтесь в описание технологии датировки по дереву (временнАя шкала по дубу и сосне меня просто поразила), посидите перед мультимедийным экраном, представьте себя на месте всех изображённых в мультике персонажей.

Лайфхак

В конце зала есть панель, на которой можно создать персонаж в древнем поселении с вашей фотографией, а потом распечатать после экскурсии.

Задачка

Это дерево спилили 400 лет назад
Это дерево спилили 400 лет назад

В зале на нижнем уровне вы увидите пни. Если пропустили рассказ экскурсовода, обязательно спросите, зачем их оставили в экспозиции и как их использовали наши предки. Или догадайтесь сами!

Если текст был интересным, поставьте, пожалуйста лайк. Замечания и свои впечатления будут рад видеть в комментариях.

Другие истории из поездок и возможность подписаться на мой канал доступны по этой ссылке.

Увидимся не дома!