Неудачное название лишает уникальную экспозицию множества посетителей
Безусловно, это не Кижи. Это … даже интереснее, чем Кижи.
По традиции оговорюсь – «когда-нибудь я напишу отдельный пост…». Будет рассказ и про знаменитый остров на Онеге. Но позже.
А сегодня – про Свияжск. Тоже остров. Хотя изначально это была просто крепость на берегу небольшой реки. В ХХ веке после строительства Куйбышевского водохранилища уровень воды поднялся и отрезал возвышенную часть от остальной суши. Потом построили дамбу с большой земли и остров временно стал полуостровом. Позднее в дамбе сделали протоку, перекинули через неё мостик и статус острова снова вернулся. Таким и остаётся на сегодняшний день.
А самый дальний туристический объект на его карте (если смотреть со стороны автомобильного въезда и кассовых зон) – Музей археологического дерева «Татарская слободка».
Единственный в России
В мире всего две подобных площадки, посвящённых деревянной застройке поселений. Одна в Белоруссии, вторая здесь – на территории Республики Татарстан. Главная особенность – несколько исторических слоёв раскопали, находки собрали и аккуратно разложили.
Казалось бы, ску-ко-та… Может быть даже – скукотища.
Однако, не торопитесь с выводами, не закрывайте текст, а почитайте ещё немного.
Ноу-нейминг
В маркетинге название продукта или компании считают одним из ключевых элементов будущего успеха. «Яблочное» исключение от Стива Джобса только подтверждает это правило.
В «музей археологического дерева» я бы не пошёл. Первая ассоциация, когда слышишь название – собрали какие-то деревяшки и долго о них рассказывают. Частично, кстати, так оно и есть. А даже «Дом Троцкого» звучит как-то загадочнее и перспективнее.
Но на самом деле музей – уникальнейший.
Мультимедиа
На входе огромный экран, на котором можно увидеть анимированную жизнь древнего поселения. Кто-то пашет, кто-то куёт железо, кто-то точит саблю, чтобы противостоять супостатам. Их тогда было много и находились они гораздо ближе к границе, чем сейчас.
Отлично прорисованный мультик занимает даже взрослого. А ребёнка можно минут десять водить перед экраном, тыкать в него пальцем и удивлять чадо собственным кругозором – «смотри, это такой-то житель, а вот пошёл такой-то, он будет делать то-то».
Четыре века истории
На экскурсиях гиды всё-таки бывают полезны. Здесь за несколько минут вкратце расскажут, почему одни деревянные балки висят на уровне глаз, а другие лежат внизу, как фрагменты панорамы Севастопольской битвы.
Коротко. Археологи нашли поселение. Начали копать, обнаружили фрагменты нескольких домов. Аккуратно собрали, обработали, сложили в одном месте. Потом стали копать глубже. Нашли более ранние остатки домов и предметов быта. Тоже собрали, законсервировали, сложили. И так четыре раза.
Всю найденную утварь развесили на стеклянных стендах вдоль стен. В музее нет ни одного предмета, привезённого с других территорий. Всё это найдено именно здесь. И количество экспонатов измеряется десятками тысяч.
Понравились интерактивные панели, на которых можно прочитать описание предметов, их предназначение, посмотреть, где они были в доме, как использовались. Кратко, ёмко, наглядно. Можно залипнуть на целый час.
А фрагменты домов и других построек поместили здесь же на одной площадке друг над другом. На том же месте и именно на той высоте, где они были найдены. Полная реконструкция.
Ничего не добавили, не восстановили для полноты картины. Что осталось, то осталось. Если уж пепелище дома, то здесь будут обугленные куски стен, а не глянцевые свежие сосновые брёвна. Если забор, то ровно столько, сколько нашли и ни одним прутиком больше.
Если совсем просто – ты видишь фундамент или часть забора именно в том месте, где они находились 200-300-400 лет назад. 3D-модель в натуральную величину и в полном объёме пространства и времени.
И вот ты стоишь на стеклянном полу смотровой площадки и видишь перед собой и под ногами четыре века истории.
Конечно, нужно немного включить образное мышление. Но смотрится очень интересно. Хотя, уверен, найдутся и те, кто скажет – ну, брёвна какие-то, балки всякие.
После разочарованных взглядов людей на египетские пирамиды я уже не удивлюсь, если когда-нибудь найдётся человек, который спрыгнет со спускаемого модуля в серую пыль и скажет: «Ну, Луна, ну и ничего особенного…».
Пепел истории
Горели города по Руси. Часто и масштабно. Свияжск, конечно, тоже горел. Съедало дома и время, превращая их в пыль веков. А здесь хоть что-то, но осталось. Лично у меня эти обгоревшие брёвна и фрагменты срубов вызывают какое-то смутное ощущение прикосновения к истории. И – честно, без всякого напускного пафоса – к истории моей страны. Почти тактильное ощущения, хотя трогать здесь, конечно же, ничего нельзя. Это называется аурой, атмосферой места. Чёрт его знает, может настрой у меня в тот день был философский, но как-то всё сложилось в общее ощущение сопричастности.
В древних храмах не всегда такое бывает.
И даже в тех же Кижах такого не было. Там очень красиво, эстетика, услада для взгляда и восхищение деревянным зодчеством. Но жизни не чувствуешь. Остров-музей. А тут будто та самая сермяжная правда.
Получается, иногда два бревна могут дать больше, чем целое здание.
Стоимость билета:
Для взрослых посещение экспозиции стоит 250 рублей, для детей школьников и пенсионеров – 200.
Это не просто недорого. Это очень дёшево по сравнению со многими музеями даже в России, не говоря уже о Европе. Например, менее сложный музей в Татарской слободе в Казани стоил 450 рублей.
В стоимость входит экскурсионное обслуживание. Обратите внимание, что гиды работают по расписанию. Если опоздали к старту очередной группы, рекомендую изучать всё самостоятельно, а потом обязательно послушать гида. Но экскурсовода можно заказать и отдельно.
Примерно 30 минут вас водят по залу и рассказывают основные моменты. Но настоятельно рекомендую – после завершения экскурсии не спешить на следующую точку острова, а еще раз обойти всю площадку одному. Постоять над этими пеньками и остатками срубов, внимательно разглядеть на витрине с найденными артефактами все предметы (некоторые действительно удивительны – сравните с обычными бытовыми предметами, которые вы сами используете в жизни каждый день), вчитайтесь в описание технологии датировки по дереву (временнАя шкала по дубу и сосне меня просто поразила), посидите перед мультимедийным экраном, представьте себя на месте всех изображённых в мультике персонажей.
Лайфхак
В конце зала есть панель, на которой можно создать персонаж в древнем поселении с вашей фотографией, а потом распечатать после экскурсии.
Задачка
В зале на нижнем уровне вы увидите пни. Если пропустили рассказ экскурсовода, обязательно спросите, зачем их оставили в экспозиции и как их использовали наши предки. Или догадайтесь сами!
Если текст был интересным, поставьте, пожалуйста лайк. Замечания и свои впечатления будут рад видеть в комментариях.
Другие истории из поездок и возможность подписаться на мой канал доступны по этой ссылке.
Увидимся не дома!