Сетевые АЗС навязчиво завлекают нас высокооктановым топливом с различными "улучшениями", которые якобы повышают мощность, увеличивают экономичность и очищают двигатель. Многие их тех, кто пробовал заливать АИ-98 или 100 вместо 95, утверждают, что это действительно так и разница заметна. Однако со слов специалистов всё не совсем так, как есть...
Что это за цифры и в чем разница кроме цены?
С обывательской стороны, чем октановое число выше и топливо дороже, тем оно лучше. Для сравнения, самые популярные АИ-92 и АИ-95 в Москве стоят 42,6 рублей и 46,9 рублей за 1 литр соответственно, а АИ-98 уже 54,8 рублей. На некоторых АЗС вместо 98 продают 100, который конечно же еще дороже. Плюс ко всему, "улучшенные" самой компанией АЗС 92 и 95 имеют наценку на 1-2 рубля.
Давайте разберемся. Октановое число топлива определяет его стойкость к детонации - процессу слишком быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем выше октановое число, тем медленнее горит смесь бензина с воздухом, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без опасности повреждения.
Говоря более обывательским языком, можно привести аналогию с дровяной печкой. Представьте, что есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нужно закинуть сразу много дров, то лучше использовать влажные, чтобы печка "не взорвалась".
Касаемо по отношению к улучшению мощности двигателя, повышенной экономичности и очистки двигателя. Со слов специалистов, возможны улучшения по мощности на 7% и экономичности агрегата на 5-6%, НО только на определенных моделях двигателей. Бывает, что "улучшенное" топливо (в основном за счет присадок) наносит только вред. Очистка двигателя тоже условная, в большей степени стоит сказать - её нет.
Так получается АИ-98 и 100 лучше, чем 95 ?
Октановое число, указываемое в топливе, никак не характеризует его качество, а лишь отображает его детонационную стойкость. Таким образом, топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется, в первую очередь, конструктивными особенностями двигателя, а именно степень сжатия и способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного. Кроме того, высокооктановое изготавливается из низкооктанового с добавлением различных присадок и химических модификаторов. А присадки и модификаторы в процессе использования могут образовывать различные отложения в двигателе и (или) отрицательно влиять на системы нейтрализации отработавших газов. В частности, по этой причине запрещена продажа этилированного бензина - содержащийся в таком бензине компонент (тетраэтилсвинец если быть точным) отравляет катализаторы и выводит их из строя. Плюс присадки на основе железа и марганца быстро убивают свечи зажигания.
Залил 98 вместо 92, двигатель на холостых работает значительно тише. Это ведь лучше?
Не вдаваясь в техническое подробности, при использовании АИ-98 вместо, допустим, АИ-92, двигатель будет работать спокойнее. Но спокойнее - не значит лучше. В данном случае даже хуже. Спокойствие заключается в том, что при низком давлении в цилиндрах смесь не успевает нормально перемешиваться и зачастую игнорирует искру. Смесь становится более однородной лишь на высоких оборотах, когда двигатель развивает полную мощность.
Также, не стоит упускать из виду: многочисленные результаты экспертиз показывают, что в России хорошего высокооктанового топлива нет. Дело опять же в сомнительном качестве используемых присадок. В наши дни в первую очередь "думают" маркетологи, а уже потом инженера и технологи. Выгода превыше всего.
Что будет, если в "Жигули" залить АИ-98 ?
Современные двигатели являются высокофорсированными, поэтому большинство двигателей рассчитаны на 95 и 98 бензин. Заливая бензин с меньшим октановым числом, такие моторы не смогут работать в полную силу. А в случае применения современного дорогого бензина в старых двигателях могут возникнуть проблемы. Их техническое устройство изначально не было рассчитано на "высокий октан". Такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах. В таких случаях речь идет не об экономии, а о внутреннем разрушении двигателя. Двигатель начинает работать при более высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел, как это бывает при переводе автомобиля на газ.
А факт экономии топлива ведь есть !?
Нет, факта экономии нет. Вы верите в это ("эффект Плацебо") в основном благодаря маркетинговым уловках. Та незначительная часть экономии компенсируется более высокой стоимостью топлива. К тому же, "мистическая" экономия возможна только на двигателях, рассчитанных на 98 и 100 изначально. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится.
Что-нибудь меняется, если двигатель с турбиной?
Нет, ничего. Такие моторы лишь более требовательнее к качеству бензина.
Выводы
Если залить АИ-98 в мотор, рассчитанный на 95, то ничего плохого не произойдет. Если не воспринимать факт, что в 95 меньше присадок и химических модификаторов. Мистическая экономичность компенсируется в худшую для автолюбителя сторону более высокой стоимостью самого топлива в первую очередь. Лучше залить предусмотренный заводом-изготовителем АИ-92 или АИ-95, чем АИ-98 или АИ-100.
Смотря красочную рекламу по телевизору или видя плакат на АЗС не забывайте, что на нефтяные компании также работают маркетологи, нанятые на увеличение прибыли АЗС.