Коронавирус сократил доходы всех без исключения регионов РФ. По состоянию на 1 мая 2020 года коронавирус сократил доходы Петербурга на 6%, заметно снизились налоговые поступления по сравнению с 2019 годом. По прогнозным оценкам доходная часть бюджет Петербурга на 2020 год сократится на 101,8 млрд рублей. Это на 15% ниже утвержденного ранее бюджета города.
Для выхода из кризиса в бюджете Санкт-Петербурга заложено увеличение доходной части бюджета в 2021 году на 58 659 826,5 тыс. руб. (с 649 652 775 тыс. руб. в 2020 году до 708 312 601,5 тыс. руб. в 2021 году.) Эти цифры утверждены в Приложении №1 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Поступления по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц должны увеличиться на 50 206 884 тыс. руб., то есть с 505 492 334,9 тыс. руб. в 2020 году до 555 699 218,8 тыс. руб. в 2021 году.
Интересно, что получение дохода от размещения средств бюджетов и получение процентов от предоставления бюджетных кредитов внутри страны в бюджете не заложено вообще.
Из приведенных цифр видно, что бюджет города планируется пополнять главным образом за счет налогоплательщиков, а это значит, что количество налоговых проверок увеличится, поскольку, как показывает практика, именно налоговые проверки являются наиболее эффективным инструментом налоговых органов по пополнению бюджета, поскольку именно проверки позволяют производить доначисление налогов и штрафов в максимальном размере под угрозой возбуждения уголовных дел за совершение налоговых преступлений.
Следует понимать, что наполнение бюджета зависит не только от перечисляемых в бюджет налогоплательщиками налогов, но и от успешности проведения фискальными органами налоговых проверок. Необходимо помнить о том, что книги покупок/продаж представляются в ФНС в электронной форме, что позволяет легко отследить цепочку контрагентов, а также налоговые разрывы.
При налоговой проверке ФНС интересуется наличием оригиналов документов и порядком выбора поставщика, то есть соблюдением правил осмотрительности при выборе контрагента. Соответственно к контролю со стороны налоговых органов лучше готовиться заранее.
На наш взгляд велика вероятность повышенного внимания контролирующих органов и к серым зарплатам.
Власти Петербурга оценивают численность горожан, вовлеченных в теневую экономику, на начало текущего года в 900 тысяч человек.
Такие данные приведены в докладе по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», подготовленном Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле.
Не смотря на тот факт, что зарплатные комиссии формально отменили, представителя организации могут вызвать на зарплатную комиссию. После изоляции инспекторы возобновили личные беседы, перешли к новому формату работы.
Во время кризиса компании уменьшили зарплаты из-за сокращенного дня и неоплачиваемых отпусков, но инспекторы не снижают требований и не делают скидок для пострадавших отраслей. Пояснения по зарплатам потребуют в первую очередь у компаний, в которых выплаты сотрудникам ниже федерального МРОТ — 12 130 руб.
С 2020 года действуют новые контрольные соотношения к расчету по взносам (письмо ФНС от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@). При зарплате меньше МРОТ нарушается одно из соотношений, это дает инспекторам право выслать требование об ошибках и противоречиях в отчетности (п. 8.3 ст. 88 НК).
По данным налоговых органов, программа выставляет такие требования автоматически. Запросы пофамильные, по каждому сотруднику. У некоторых компаний требуют пояснить, почему средняя зарплата недотягивает до среднеотраслевого показателя.
Налоговики всех регионов отрабатывают сигналы о конвертах. С этого года работники могут без опаски жаловаться на теневую зарплату — с них НДФЛ не взыщут, кодекс разрешает брать налог с работодателя (ст. 226 НК). Однако работники чаще жаловаться не стали.
В администрировании зарплатных налогов многое изменится. ФНС собирается взять доходы и расчеты под контроль. Во‑первых, налоговики хотят перевести зарплату в безналичный вид. Во‑вторых, за недвижимость, транспорт и ценные бумаги «физики» смогут рассчитываться только безналом. В-третьих, ФНС хочет установить лимит наличных расчетов для всех сделок «физиков» — 200 тыс. руб. В ведомстве надеются, что решение по этим вопросам власти примут в 2021–2022 годах, в 2023 году Госдума одобрит поправки в законодательство, и в 2023–2024 годах все уже начнет работать.
Реальный сектор экономики уже ощутил на себе усиление налогового контроля и решимость налоговых органов максимально пополнить бюджет и залатать дыры.
Налогоплательщики в несколько раз больше стали получать требования и уведомления с просьбой прокомментировать взаимоотношения с контрагентами, дать пояснения о причине убытков, либо пояснить отдельные статьи сданной отчетности.
Также мы наблюдаем резкое увеличение контроля со стороны налоговиков за собираемостью НДФЛ и размером ФОТ.
Конечно большую составляющую в доходной части бюджета составляет НДС. Контроль НДС построен на системе управления рисками "СУР АСК НДС-2" - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.
На основе показателей данной системы определяется очередность и перечень мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
А также определяется роль налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет "Дерево связей").
Используя показатели уровня риска налогоплательщика налоговые органы рассылают уведомления налогоплательщикам с рекомендациями самостоятельно оценить уровни риска и доплатить в бюджет «разрывы» у поставщиков, либо поставщиков своих поставщиков, т.е. если твой поставщик работал с добросовестным поставщиком, а последний уже взаимодействовал с недобросовестными поставщиками по мнению налоговых органов, то доплатить по разрывам просят доплатить всех по цепочке, вплоть до последнего покупателя. При этом угрожая выездными налоговыми проверками, не взирая на доводы, что последний покупатель никак не может знать первого поставщиками и отвечать по обязательствам перед налоговыми органами за своих контрагентов.
Снизился порог недоимки, при котором налоговые органы начинаю проверку налогоплательщика. Теперь при недоимке свыше 1 млн руб. есть риски, что к вам наведаются инспекторы. Они вправе осматривать офисы, помещения и документы должников. Но при условии, что приняли решение о взыскании, а вы не исполнили его в 10-дневный срок (ст. 46, 92НК). Осмотр могут провести только с вашего согласия. Стоит тщательно продумать, пускать налоговиков на территорию или нет. Вам необходимо снизить задолженность, чтобы налоговики не могли провести осмотр и запросить документы. Вряд ли они осмелятся нарушить правила кодекса, а у вас будет время, чтобы найти альтернативные варианты для погашения недоимки. Так, налоги компании может заплатить директор или контрагент (письмо ФНС от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@)
Кроме того, инспекторы готовы допросить любого, кому что-либо известно о компании и ее контрагентах. Под прицелом чаще всего оказываются обычные работники, с ними предпочитают беседовать лично, так как под нажимом от них проще получить необходимую налоговикам информацию. К беседам не допускают профессиональных юристов, считают их помехой. К примеру, в одном деле налоговики не допустили представителя, поскольку его участие не регламентировано законом. При этом суды признали действия налоговиков законными (определение Верховного суда от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110).
Одним словом, налоговые органы будут применять любые доступные способы, чтобы увеличить сборы. Особенно интересны компании с активами на своем балансе, т.к. наложив ограничения на регистрационные действия в Росреестре в ходе выездной налоговой проверки, можно максимально психологически склонять налогоплательщика погасить недоимку по налогам за своих контрагентов.
Усиление ощутили и малые компании с режимом налогообложения УСН, большинство из которых получили информационные письма с просьбой пояснить низкую налоговую базу.
Бизнес стонет и не понимает, как дальше работать. Стоит ли работать или проще все закрыть и сохранить те активы, которые удалось заработать.
Правительство России намерено продлить до конца 2021 года мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, а также ограничить плановые проверки с 1 января 2021 года. Соответственно наиболее подвержены активности ФНС скорее всего будут крупные предприятия.