Я не могла присутствовать на похоронах бабушки Маши, так как не знала о ее смерти. Я находилась в другом городе, а сотовых телефонов тогда не было. Попала я только на поминальный обед на девять дней, который организовала тетя Нина. Тетушка всегда была веселой, любила юмор, даже черный. После похорон сказала невестке, вроде как в шутку:
- Ну, вот вам меня бы еще по-быстрому схоронить, и жили бы спокойно в собственной квартире, никто бы вам не мешал.
Но всем стало не до шуток, когда через три дня утром Татьяна нашла тетю Нину мертвой в ее комнате. Этого, конечно, никто не ожидал. Это огромная трагедия – с таким небольшим перерывом во времени хоронить второго члена семьи.
Проводить в последний путь добрую, веселую Нину Ивановну собралось много родственников и друзей. После поминок в квартире остались только самые близкие. Вот что они мне рассказали.
Накануне смерти тетушка гостила у своей самой близкой подруги Лидии Павловны. Та жила в другом районе города. Они задушевно посидели, пообщались, и тетя Нина перед отъездом решила вымыть у подруги голову – горячей воды у них в квартире не было все лето из-за ремонтных работ на теплосети.
У Нины Ивановны была длинная толстая светло-русая коса, поэтому она очень обрадовалась возможности хорошо вымыть волосы. Она не раз поблагодарила свою подругу за такую возможность и пошутила:
- Ну, теперь и умереть не страшно!
Когда умерла бабушка Маша, ей купили одежду для погребения. Все подошло хорошо, но, когда примерили тапочки, они не налезли на ногу старушке, уже лежащей в гробу. Татьяна расстроилась, а тетя Нина выхватила из ее рук тапочки и надела их сама. На ней они были как влитые, у тетушки была маленькая нога.
- Вот как они мне хороши!- утешая Татьяну, сказала Нина Ивановна. – Я их и буду теперь носить, а для бабушки купим новые.
Есть примета, что вещи, купленные на похороны, на себя надевать – к смерти. Но тетушка не верила в приметы.
Для себя мы объяснили ее смерть вполне логично. Пока была жива бабушка Маша, они с тетей спали в одной комнате. А у Нины Ивановны иногда случались приступы астмы. Бабушка, услышав, что та задыхается, будила всех, чтобы вызвали скорую.
После смерти Марии Трофимовны тетя Нина осталась в комнате одна. И самой ей с приступом астмы справиться не удалось. Ее нашли сидящей в кресле с ингалятором в руках…
Примета оказалась верной: хоронили Нину Ивановну в тех самых тапочках, которые она обещала носить. И еще. Не надо шутить насчет своей скорой смерти – не зря же есть такое поверье: слова, сказанные не ко времени, могут и сбыться.