В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" хронотоп определить довольно сложно. В произведении совмещаешься несколько времён и мест. Там два романа пересекаются в одном.
Обращаясь к сюжету мистического романа, не так быстро понимаешь, о какой именно ветке произведения идет речь. В романе можно выделить три мира: мир Ершалаима, мир современной автору Москвы и мир Вечности и потустороннего. Из этого следует, что пространство в романе связано с Древним Ершалаимом, Москвой и миром потусторонним. Время же в романе запутаннее. Действие в современной Москве занимают ровно 4 дня. Но в тоже время в первой главе Воланд одним лишь своим рассказом отмотал время на 2000 назад. А Понтий Пилат может все две тысячи лет сидеть на одном месте и смотреть на луну, ни на секунду не отлучаясь. Главные герои Мастер и Маргарита могут умереть и воскреснуть в один временной промежуток.
Пространство в романе не имеет объёма. Мир Москвы представлен реальным и в то же время фантастическим. В повествовании упоминаются настоящие места столицы - Патриаршие пруды, где Аннушка «не только купила подсолнечное масло, но даже и разлила», Садовая улица, дом Грибоедова. Но события, которые происходят из-за Воланда и его свиты, могут быть только фантастичными. Это, например, «нехорошая» квартира номер 50, которая помещает в себе огромный зал, где проходит бал нечистой силы и театр Варьете,где на сцене смог поместиться парижский бутик.
Стоит отметить, что мир Москвы в отношении пространства шире, чем мир Ершалаима, где представлены несколько улиц, часть дворца Ирода Великого и Голгофа. Например, Лиходеев перемещается из Москвы в Ялту, Поплавский приезжает в Москву из Киева. Это говорит о том, что Москва – олицетворение всей России.
Но шире всех миров является мир потустороннего. Он вне времени и пространства. Воланд и его свита связующие части всех трёх миров. Главной герой Мастер также побывал везде. Он был в Ершелаиме вместе с героем своего романа Иешуа, в реальном мире он безумные писатель, а в вечном мире он стал тем, кто помог Пилату найти покой, он стал гениальным писателем и обрёл счастье с Маргаритой, но «не заслужил света». К слову, Маргарита тоже смогла побывать сразу в трёх измерениях. В реальном мире она жена чиновника и возлюбленная Мастера. Она же становится королевой на балу у потусторонних сил и грешников. Маргарита могла отпустить Фриде её грех детоубийства. Мастер и Маргарита свободны во времени и пространстве. Мастер заслужил это, потому что он не имел меркантильных интересов, а Маргарита, потому что она «страдала и любила».
Получается, роман «Мастер и Маргарита» смог охватить несколько миров. Автор описывает ершалаимский и современный миры, допуская существование и третьего - потустороннего. А свита Воланда лишь подтверждает возможность события романа и визита из мира Иного в любое время. Потому что добро и зло существует и будет существовать вечность. А человек всего лишь решает, на какой стороне он хочет быть.
М.А.Булгаков показывает, что у каждого времени свои герои, правда, также он доказывает, что это не всегда понятно современникам и людям в дельнейшем.
(С) Ангелина Бржевская