Франц Радзивилл родился в 1895 году, со временем он выучился на каменщика, чтобы иметь возможность поступить на архитектурный курс в Бремене, и представлял собой самый что ни на есть рабочий класс. Рабочий класс в период становления национал-социалистического движения в Германии. Его отец, литовец по происхождению, работал гончаром и пожарным и придерживался националистических взглядов, мать была социалисткой, но это не вызывало противоречий.
Во время первой мировой войны он был призван на фронт, участвовал в боевых действиях на территории России и Фландрии, где попал в плен. И, как бы странно это ни звучало, именно в тот момент решил стать художником. В 1920-х года он жил в Берлине, где поддерживал связь с северогерманскими арт-колониями Фишерхуде и Ворпсведе. В ранние годы он придерживался течений экспрессионизма, но не принимал беспредметности. К концу 20-х годов, он отходит от своих поисков в экспрессионизме и все больше уходит в метафизический реализм, символизм и «неоромантику». Его источником вдохновения был Джорджо де Кирико. Франц активно посещает музеи и выставки в Амстердаме, Гааге и Дрездене. Его восхищают мастера прошлого - Рембрандт, Геркулес Сегерс, каспар Давид Фридрих и мастера современности – Шагал, Ван Гог и Сезан. Но из масштаб и сильное желание расширять визуальное пространство были чужды Радзивиллу. Он всегда искал свое маленькое место в мире, где мог бы осесть и вести тихую жизнь, наслаждаясь малым.
Его недовольство текущей разрухой в стране, финансовым кризисом, разрушениями и бедами Первой мировой войны, закономерно привели его в 1930-35 гг. в целевую аудиторию НСДАП, членом которой он стал в мае 1933 года под влиянием Лотара фон Драсеновича. Награда не заставила себя долго ждать и в том же году он занял место Пауля Клее на посту профессора Дюссельдорфской академии художеств. Недолгое время он даже играл заметную роль в художественной политике национал-социализма. Стоит отметить, что начало XX века было временем, когда искусство (живопись и скульптура) стало одной из самых активных движущих сил культурных трансформаций и иногда практически сливалось с национальной идеологией, как в случае в итальянскими футуристами, чьи идеи относительно прогресса и нового национального будущего вдохновляли и государственную доктрину.
Недолгое время спустя, в 1935 году студенты обнаружили ранние экспрессионистические работы своего профессора, что привело к его увольнению, как художника «дегенеративного искусства». Даже его актуальные работы метафизического реализма подверглись анафеме, их убрали с выставок и из публичных коллекций.
Однако, насколько наивным было увлечение Радзивилл идеологией национал-социализма, настолько же наивными были и его попытки доказать свою невиновность после падения режима. Ему было отказано в получении статуса «пострадавшего от режима» как и любому члену НСДАП.
Большую часть своей жизни художник провел в маленькой рыбацкой деревушке и захудалом городке Дангаст на Ядебузене, расположенном между Вильгельмсхафеном и Ольденбургом. Именно это место стало его домом и убежищем после череды взлетов и падений. Он ревностно любил и старался защитить тихий уклад своего медвежьего угла. Основной темой его работ стала депрессия от технического прогресса, от разрушений империалистических амбиций, деструктивное влияние туризма и массового потребления на традиционный уклад маленьких деревень и городков, похожих на его Дангаст.
Находясь в опале официальных властей, Радзивилл все-таки находил своих почитателей в среде военно-морских офицеров и командования, которые время от времени подкидывали ему заказы, а также разрешали плавать с военными и торговыми экспедициями. Это отразилось на его творчестве. Помимо конфликта сельской жизни и урбанизма, море было весомой темой в его творчестве. Однако следуя доктрине метафизического реализма, его огромные корабли, зачастую, украшенные флагами Веймарской республики, Германии, США и т.д., выступали символом того самого ненавистного империализма, на фоне которого небольшое рыбацкое суденышко непременно должно быть напугано, раздавлено и перейти в разряд статистической погрешности.
Примерно с 1972 года из-за проблем со зрением Франц Радзивилл оставил рисование, но к моменту его смерти в 1983 году оставил после себя более 850 картин, которые в настоящее время хранятся в его музее, частных коллекциях и музеях мира.
Радзивилл, как и многие его современники всеми доступными им средствами старались отразить тот ужас, гнев и депрессию, которые рождали войны. И если в начале века художники вдохновлялись техническим прогрессом и желанием «изменить мир», то к середине века, они в полной мере оценили последствия негуманного отношения к людям и природе.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Каждое утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.