Отношение к расходам.
Госсектор у нас слишком раздут.
Из этого вытекает отсутствие необходимости в оптимизации, снижению доходности на капитал. Часто это приводит к постоянным дотациям из бюджета. В такой ситуации говорить о стремлении к увеличению производительности и максимизации дохода говорить часто не имеет смысла.
Не раз сталкивался с тем, что услуги, которые оказывает компания просто убыточны для неё. Но это ведь неважно – государство в конце года выделит дотацию и все в любом случае получат свою премию.
Из этой ситуации вытекает два важных для сотрудника следствия:
С одной стороны, есть возможность получить опыт в разных направлениях так как компании неважна прибыль (или важна, но не так же, как для частной), то у компании будет много направлений, а у сотрудника много обязанностей. Для сотрудника это возможность получить разносторонний опыт.
С другой же стороны этот опыт может быть совершенно неприменим в мире рыночной конкуренции, где важно всегда свои действия рассматривать с точки зрения затрат компании и их целесообразности для максимизации прибыли. Многие после длительной работы в гос. секторе не могут перестроиться на работу в рыночных условиях.
Просто потрясающий, на мой взгляд, пример различий государственного сектора и частного.
Опыт моего хорошего приятеля.
Устроился человек после ВУЗа работать в гос. корпорацию. Человек был умный и хорошим специалистом стал очень быстро. Так же быстро он стал начальником небольшого отдела. В этой должности он провёл почти 7 лет без каких-либо подвижек и изменений. Когда я с ним виделся он чем дальше, тем больше был грустный и поникший. Его рассказ был всегда об одном:
Я хотел делать жизнь людей лучше, я так много готов сделать в своей сфере. Но начальнику это не нужно, ему только отчёты подавай. На его место меня не поставят – там нужно к директорам подлизываться, да в друзья к ним набиваться. Иначе (без связей) никак.
Это уже очень показательно, но конец истории особенно интересен. Рассказываю дальше.
Так как специалистом человек был хорошим, многие о нём были наслышаны. И однажды получил он приглашение от частной компании, да ещё и международной. В той же сфере, так же начальником, а обещали, что он станет заниматься инновациями, которые потом пойдут на широкий рынок. Счастью этого человека не было предела – такая удача. Быстро уладив все формальности, он начал работать на новом месте...
Что было в первые 8 месяцев его работы он поделился со мной спустя пару лет только:
Это был просто кошмар! Я понял, что совершенно отвык работать – на меня навалилось столько задач, все важные для компании. От меня ждали наработок и инноваций, а я последний свой патент получил 6 лет назад. А занимался оптимизацией процессов своего отдела только в первый год работы (потом понял, что это никому не нужно)! Мой коллектив был настолько деятельным, что я часто просто не успевал за их идеями. Бывало, задерживаясь на работе до полуночи чтобы хоть что-то успеть я чуть не плакал от своего бессилия.
Такие дела... Со временем человек вошел в рабочую колею компании и смог ещё дальше продвинуться по карьерной лестнице, но эта его история мне в душу запала.
Сам же я работал, видимо, не настолько долго в гос. секторе, а потому таких серьёзных последствий мне повезло избежать.
Бюрократия
В государственных компаниях всегда больше бюрократии. Это, видимо, наследие Советского Союза, которое никто не хочет (или не может?) искоренять.
Бюрократия — это не только регламент и правила на каждое действие, это большое количество лишних должностей, куча начальников, медлительные и громоздкие внутренние процессы.
Вот хороший пример, прекрасно иллюстрирующий эту ситуацию:
Когда мне, нужно было отправить запрос в другое подразделение нужно было написать служебную записку по специальной форме, подписать у своего начальника, потом предать эту служебку на заверение директору департамента через секретаря, после подписи у директора его секретарь делал скан этой служебки и отправлял её в соседнее подразделение.
Там всё шло вниз – директор определял в какой отдел передать, секретарь пересылал начальнику отдела, начальник назначал ответственного сотрудника. И это не какой-нибудь пенсионный фонд, а компания, которая занимается получением прибыли для государства (так по крайней мере декларировалось).
Просто принадлежит эта компания государству.
В частной компании же я просто письмом или даже в корпоративном мессенджере обозначал свой запрос начальнику нужного отдела и мне говорили кто из сотрудников будет ответственным. Всё!
Кто-то мне скажет, что всё меняется и прогресс не стоит на месте. Да, всё так. Сейчас в компании из примера ввели электронный документооборот. Теперь служебную записку не нужно распечатывать для подписи, руководители подписывают её электронно. Но, блин, её всё равно нужно составить в Word’е и этот файл направить на подпись, пусть подпись и электронная.Но бюрократия – это не только бумаги (хоть их я и добавил на фото в качестве иллюстрации). Это очень громоздкая структура самой компании, где много лишний отделов, которые имеют дублирующие функции, много начальников, их замов, что делает иерархию вертикальной и очень запутанной.
Отношение к людям
Справедливости ради стоит отметить, что отношение к сотрудникам может быть плохое в компании как государственной, так и в частной. Принципиальная разница различается, пожалуй, в типе власти, через которую реализуется отношения с работниками.
Если в частной компании это может быть демократия, что хорошо, или некое подобие спортивного лагеря, где будут выжимать все соки из сотрудников ради результатов, или даже военная диктатура, когда ждут исполнения приказов и выполнение поставленных задач, то в государственной компании всегда будет монархия.
Директор – это царь и единственный действенный способ комфортно работать, двигаться по карьерной лестнице – это раболепствовать перед начальником. Результаты показывать тоже хорошо, но это всегда будет на втором месте.
Социальный пакет
В нашей стране по качеству соц. пакета с большим, просто недосягаемым отрывом, лидирует гос. сектор. За эквивалентную работу и одинаковую ответственность в гос. секторе вы всегда будете получать больше плюшек, чем в частной компании.
Это и премии, и льготы вроде поездок в пансионаты для себя, для семьи, для родителей, личный водитель, секретарь, дополнительные премии, отпускные и прочее, прочее.
На случай, если кто-то захочет с этим поспорить, есть статья Forbes о рейтинге работодателей, которые оценивались по двум показателем – уровень оплаты и соц. пакет. Первые 10 мест – это гос. компании.
Тут важно понимать, что я говорю именно об эквивалентных обязанностях, а не об одинаковых должностях. Так, какой-нибудь старший специалист в гос. конторе может получать существенно меньше, чем старший специалист в частной компании. Но тут разница в обязанностях в уровне должности.
В частной компании старший специалист – это второй после начальника отдела сотрудник, который имеет большое количество компетенций и может замещать руководителя во время его отсутствия.
В гос. секторе – это сотрудник, который прошел испытательный срок. В отделе ещё будет ведущий специалист, главный специалист, заместитель начальника.
Вот такая разница в иерархии, что возвращает нас к бюрократии и часто раздутому штату.
Пример условный, безусловно, но списанный с реальных компаний, где я работал.
Если есть возможность выбрать, то вы предпочтёте гос. сектор или частный? Пишите в комментариях!
Обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, а пока посмотрите и другие интересные материалы на моём канале:
Мои первые дни в роли начальника – Статья 1
Хитрости, к которым прибегают сотрудники – Статья 2
Почему лучше нанять женщину, чем мужчину? – Статья 3
Как я "игрался" в начальника – Статья 4
Заглядывайте в Мой ТГ канал, там тоже много информации – Актуальный менеджмент