Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Стилетерапия — влияние нашей одежды на наше окружение

Одежда — отражение наших ценностей, нашего места в мире, и вещи, наполняющие шкаф, являются метафорой любви к себе. Они отождествляют умение чувствовать себя и правильно транслировать это окружающим. Мы поговорили с Юной Юсуповой, стилистом-имиджмейкером, о том, насколько хорошо мы «слышим» своё тело, осознаëм и принимаем себя. Юна поделилась советами и рассказала о собственном курсе под названием «Стилетерапия».

Герой: Юна Юсупова

Примеряла образы Ксения Медведева

Фотограф Наталья Келлер

Юна, как появилось название «Стилетерапия»?

Это мои клиенты предложили такое название по мере того, как они стали работать над своим стилем и замечать, как у них меняется окружение, работа, качество жизни и доход. Кто-то занялся даже ремонтом, то есть стал «переодевать» не только себя, но и пространство, в котором находится.

Я обычно в индивидуальной работе и обучающих проектах даю упражнения на внимание, на наблюдение за предметами, что попадаются на глаза, на отслеживание паттерна в одежде, которую носим, какие места в ней посещаем, и куда на самом деле хотелось бы сходить. То ли это окружение, устраивает ли оно нас, или хочется перейти на другой уровень, подняться на новую ступень, улучшить качество жизни?

В момент наблюдения приходит понимание того, что можно жить по-другому, носить другие вещи, ощущать себя в ином статусе.

Конечно, я не занимаюсь вопросами глубокой терапии, но предлагаю заглянуть вовнутрь себя, даю телесные техники, которые помогают человеку раскрыться, легче себя чувствовать. Кстати, многие люди носят одежду, которая давит — плотную шерстяную ткань или водолазки, — и отмечают, что у них даже голос начинает пропадать, потому как есть ощущение блока. А если клиенту предложить более глубокий вырез, то совершенно по-другому дышится, по-другому звучит тембр голоса. Или, например, чтобы чувствовать себя выше, не обязательно носить каблук, это скорее достигается поддержанием ровной осанки и развитием внутреннего стержня.

Сейчас ценности поменялись, что даже можно отследить в рекламе от модной индустрии: раньше акцент делали на продукт, а теперь — на то, КАК мы себя чувствуем, используя данный продукт.

Мы вкладываем смысл в одежду, которую выбираем, или одежда раскрывает наше содержание?

Это как в телепередаче «Модный приговор»: «wow эффект» есть, а качество жизни не меняется! Красота и всё. Не проработав какие-то нюансы психологического состояния человека, совершив только поверхностную работу, мы не меняем качественно ощущение себя, а просто предлагаем себе образы. Профессиональные стилисты и имиджмейкеры занимаются не только внешним преображением: разбирают гардероб, ходят с клиентом на шопинг, — они разговаривают с личностью, которая перед ними, интересуются еë ценностями, расспрашивают об образе жизни. Есть люди, которые много времени проводят на ногах или в машине, где каблуки не очень удобны, и эти моменты как раз важно учитывать. Нужно научиться слышать своë тело, определить для себя зону комфорта, ведь одежда, помимо того, что приносит ощущение тепла, безопасности, в первую очередь, ещë и демонстрирует духовный рост.

Стиль помогает нам проявить себя с разных сторон, и эмоциональный заряд одежды имеет большую ценность.

Я замечала, что люди хранят дома вещи, в которых у них случилось что-то неприятное. То, в чëм они были одеты в момент расставания с любимым человеком, в чëм однажды попали под дождь и пришли на важную встречу промокшими. Этот ассоциативный ряд запечатывается в сознании владельца вещи, и в таком случае, я считаю, пусть лучше она послужит кому-то другому. Дело не в одежде как таковой, а именно в той ассоциации, что за ней закрепилась в определëнной ситуации у человека.

Бывает, что надел красивое платье, встал в примерочной и чувствуешь что-то королевское внутри себя. Здорово, когда простые вещи в гардеробе дарят такие ощущения. Именно тот смысл, заряд энергии, про которые я говорила. Волшебство совсем не в том, какой фасон у вашей вещи или цвет, а в том, что, надевая её, вы чувствуете огромный эмоциональный подъëм!

Когда, в какие моменты к вам приходят инсайты, озарения?

Озарение приходит ко мне в момент медитации, либо, наоборот, когда в жизни происходит очень много всего одновременно — события как будто закручиваются в один клубок энергии. Я просто перестаю контролировать происходящее и чувствую, что всë случается так, как надо; интуиция решает за меня. Разум растворяется в жизненных потоках, и это очень ценный опыт. Если медитация являет собой определённый ритуал, то состояние потока — это абсолютная свобода от контроля, полное доверие и ощущение правильности происходящего. В такие моменты и приходит то самое озарение.

-2

Юна, как релаксация влияет на восприятие себя, по вашему мнению?

Очень часто люди «надевают» на себя образы, потому что привыкли ходить в определëнной одежде или видели еë на ком-то, совершенно не ощущая при этом собственной сущности.

Когда человек начинает заниматься практиками, которые прокачивают тело, показывают возможность чувствовать себя тоньше, то и выглядеть он начинает по-другому, научается выражать внутреннее содержание через внешнее!

Сколько в вас самой стилистических воплощений?

Я считала однажды, сколько во мне персонажей! Это, во-первых, искусствовед — человек, любящий ходить по музеям, занимающийся этническим орнаментом, изучающий культуры народов. Искусствовед ходит в крупных серьгах, может дополнить образ чалмой или аутентичной обувью. Также я преподаватель университета, предпочитающий более строгие образы. А ещё я увлекаюсь танцами, и стиль строится на ощущении себя в движении, здесь много пластики, амплитуды. Ткани повторяют форму тела — летящие, лёгкие, свободные. Наверное, в каждом человеке есть несколько персонажей. Мы проявляем свой внутренний мир по-разному в зависимости от того, где находимся. Главное — всегда чувствовать себя органично в любом месте в выбранном вами образе!

Как сделать так, чтобы утром рука не тянулась за однотипной одеждой, как вдохнуть в себя это желание выглядеть по-разному каждый день?

Я считаю, что на первом месте всегда должен быть комфорт. Для того чтобы выглядеть по-разному, совсем не обязательно менять весь образ, ведь можно начать с добавления деталей. Возможно, поиграть с цветами, двигаясь к цели маленькими шажочками.

Петербург, кстати, про достаточно драматичные и тёмные одежды, про драпировки и уют вокруг себя. Но сейчас время меняется, большое влияние на нас оказывает молодëжный стиль, который стал актуальным для всех возрастов. Я говорю про утилитарные вещи: джинсы, худи, спортивные костюмы, трикотаж в большей степени.

Я заметила, что карантин изменил парадигму происходящего, люди стали одеваться ярче, они хотят показать себя миру, пообщаться, встретиться вживую!

Даже в кафе я не раз слышала, как женщины активно обсуждали моду в эти месяцы.

-3

Юна, а какое образование вы получили?

Моё первое образование — художник-стилист. Второе — технолог по стилю (СПбГУПТД). Я постоянно повышаю квалификацию, обучаясь у психологов, аналитиков моды и людей, работающих с личным брендом.

Вашему сыну сейчас шесть лет, я правильно понимаю, что как раз в университетские годы вы стали мамой?

Да, всë верно!

Как это было? Как изменилась ваша жизнь и насколько получалось совмещать профессиональное развитие с материнскими заботами?

Мы не останавливали привычный уклад в тот момент, когда в нашей жизни появился маленький человек. Я редко использовала коляску для передвижений по городу и в основном ходила со слингом. Помню, что очень хотела успеть на выставку «Стиль на сцене», что проходила в Шереметевском дворце на Фонтанке; ребёнку было на тот момент полтора месяца, и с коляской в музей, где представлены оперные костюмы Gianni Versace и работы Missoni, просто не войти. У меня был вопрос: как пронести маленького человека в музей, чтобы эстетически насладиться выставкой и посмотреть вещи по специальности. В тот момент я как раз и заказала слинг и поняла, что с ребёнком профессиональная жизнь не останавливается! Мы с сыном были более, чем на ста съёмках, вместе выпустили коллекцию на 26 изделий. Это как раз была моя дипломная работа по первой специальности. Здорово, когда дети видят мир, развиваются в плане эстетики!

Сегодня мне попалась статья-рассуждение на тему того, какие предметы нас окружают в интерьере и какую одежду мы носим, будучи маленькими. С клиентами я часто затрагиваю этот вопрос: кто одевал их в детстве, какой пример был перед глазами, что сформировало их вкус. Когда человек окружëн эстетикой с раннего возраста, у него на интуитивном уровне присутствует и раскрывается ощущение красоты, равновесия, в отличие от того, кто долгое время жил в неухоженном пространстве и носил невыразительную одежду. Сейчас, помимо «осознанности», используют такое модное слово как «насмотренность». Конечно, не у всех людей есть желание, время и необходимость изучать коллекции, смотреть показы. Это и не нужно по факту, если вы не занимаетесь модой профессионально. Но потребляющий визуальную информацию человек, следящий за тенденциями, изучающий историю костюмов, точно сможет отразить «насмотренность» в собственном образе.

Сколько времени вы тратите утром на сборы?

Обычно минут пятнадцать. Одежда всегда готова заранее, и мне не нужно судорожно что-то искать по утрам. Эту культуру я воспитывала в себе как раз «маленькими шажочками», выделяя время среди недели для того, чтобы развесить всë по полочкам, навести полный порядок. Сколько же драгоценного времени уходит по утрам у людей на то, чтобы продумать что, с чем и куда надеть?

Поэтому работа над собой, продуманность и организованность в плане одежды высвобождает ресурсы для того, чтобы заниматься другими важными сферами жизни, которые с одеждой совершенно не связаны.

Можно посвятить больше времени чтению, путешествиям и разговорам с близкими людьми!

-4

Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.