Найти тему

Кем быть для ребёнка: мамой или дефектологом?

Оглавление

Конечно, мамой, но мамой продвинутой. Понимающей, какие действия являются эффективными. Какие методики подходят для формирования навыков именно её ребёнку.

С чем сталкивается семья в начале пути?
С чем сталкивается семья в начале пути?

И тут на маму обрушивается лавина информации:

- медикаментозное лечение, чтобы ребёнок начал вести себя спокойнее и начал лучше понимать;

- механическая стимуляция мозга – чтобы запустить речь, научить ребёнка быть внимательным;

- сенсорная интеграция – чтобы научить ощущать и играть;

- огромное количество методик, чтобы облегчить малышу понимание речи;

- терапия с животными, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональный контакт;

- пиявки, гомеопатия, иглотерапия – чтобы запустить психические процессы.

К сожалению, смешивание разных техник для активизации мозга, без понимания реальных причин нарушения развития, зачастую приводит к серьёзным последствиям. Ребёнка долго приходится вытаскивать из трансового состояния, состояния негативизма ко всему или убирать нервные тики.

Хочу вам рассказать о случаях, с которыми сталкивалась за последние 3 года практики.

Надеюсь эта информация поможет вам эффективно спланировать свои действия на пути абилитации:

1. Я своими глазами видела аннотацию к лекарствам, прописанными неврологами. Там было указано: «Применяется при болезни Альцгеймера». «Применяется после инсульта». То есть чтобы двух-трехлетний ребенок начал вести себя спокойнее и лучше понимать маму – ему прописывают лекарства для взрослых.

2. Механическая стимуляция мозга (БАК, Томатис, микротоковая рефлексотерапия) у детей с возбуждением коры.

Из-за возбуждения коры у ребенка нарушен навык восприятия и анализа информации. То есть ребенок может легко воспринимать знакомую информацию. Он хорошо реагирует на предметы и ситуации, которые вызывают у него интерес. Через эмоции он хорошо сосредотачивается.

Но новая информация не вызывает у малыша интерес. Потому что ему сложно сосредоточиться и понять, а что же предлагает взрослый. Процедуры еще больше возбуждают кору головного мозга. Старые навыки у ребенка часто расформировываются.

3. Одновременное посещение занятий 4-6 специалистов. Каждый специалист общается с ребенком по-разному. Требует разные, иногда противоречивые вещи. Использует разные методики. Ребенок теряется. Он не знает, что ему делать, как угодить взрослому:

То ли показывать пальцем картинки. То ли можно в кабинете вести себя свободно и баловаться. То ли учиться слушать, то ли заниматься за награду.

4. Ребенок учится думать только на занятиях. А дома чувствует свободу и ведет себя так, как хочет.

- не знает, что такое границы;

- не понимает, что такое нельзя;

- получает желаемое по взгляду и звуку.

В этом случае каждое занятие со специалистом становится для ребенка мукой. Ни о каком интересе к играм и заданиям тут речи не идет.

Почему ребенок отказывается играть в новые игры?
Почему ребенок отказывается играть в новые игры?

Именно поэтому малыш может слушать только одну книгу или месяцами ходить по квартире с пирамидкой, которую он умеет собирать.

Новые задания требуют от ребенка концентрации. А дома ребенок не привык сосредотачиваться. Поэтому занятия у специалистов часто сопровождаются капризами, истериками и раскидыванием игрушек.

Теперь поговорим о том, как действовать эффективно, чтобы ребенок научился думать, понимать речь и говорить

1. Присмотритесь к ребенку. Возможно вы заметите, что у него 1 канал восприятия информации работает в полном объеме, а чтобы включить остальные - вам требуется приложить усилие:

  • ребенок очень внимательно за вами наблюдает, смотрит на ваше лицо, читает по губам, пробует повторять за вами. Но он плохо реагирует на ваш голос, не прислушивается к звукам, не понимает инструкции на слух.
  • Ребенок большую часть информации воспринимает на зрительной основе. Часто догадывается по ситуации, о чем вы его просите.
  • звуки в доме или за окном мешают ребенку сосредоточиться. Если ребенок выполняет задание и слышит звук проезжающей машины - он отрывается от занятия и долго прислушивается. Малыш обожает музыкальные книжки и игрушки. Ребенок соотносит звуки с предметами и самостоятельно озвучивает их.

Но если игрушка не музыкальная или не шумит. Или задание не предполагает произнесение звуков - такие игры ребенку неинтересны. Он не ищет такие игрушки в пространстве, плохо фиксирует на них взгляд. Ребенка нужно уговаривать, чтобы он согласился выполнить задание.

У ребенка хорошо работают слуховые зоны мозга. Благодаря интересу к звукам он хорошо соотносит слова и звуки со звучащими объектами. Но ему сложно сосредоточиться при восприятии информации только на зрительной основе. Без звуков, сами предметы не вызывают у ребенка интерес.

  • ребенок очень любит двигаться. Он отлично запоминает последовательность действий. Выполняет выученные просьбы, даже проявляет самостоятельность. Любит качели, горки, с удовольствием таскает стулья.

Но все, что связано с играми за столом - терпеть не может. А если вы меняете последовательность действий в знакомом задании - теряется и не может его выполнить.

  • ребенок привык запоминать действия механически - через мышечную память. Двигаясь и выполняя действия, он получает удовольствие от ощущений в теле. Через эти ощущения и запоминает последовательность действий. Связь слова с предметом или действием при этом не формируется. Ребенок не понимает, как называется действие, которое он выполняет: "нажимает?", "достаёт?", "берёт?"

Необходимо тренировать те анализаторы, которые работают в меньшем объеме. И постепенно соединять разные зоны мозга в единую систему - формировать у ребенка навык многозадачности.

2. Научитесь правильно разговаривать с ребенком.

Чтобы ребенок начал вас слушать, он должен понимать, что ваша речь для него источник информации. Ваша речь должна быть понятна для него: медленная, с четкой артикуляцией и короткими фразами. В этом случае ребенок будет сосредотачиваться и начнет связывать слова с предметами или действиями:

Что такое собака? Что такое мяч? Что такое собери игрушки?

Через связь слова с предметом и действием у ребенка будет лучше накапливаться опыт. Через накопление опыта малыш научится думать.

Основная задача родителей - передать опыт:

  • Что хорошо / что плохо.
  • Что опасно /что безопасно.
  • Как себя обслуживать?

В саду и в школе формированию навыков самообслуживания уделяется мало времени - очень много детей.

3. Научитесь понимать, какой навык вы формируете или какую задачу решаете, играя с ребенком в ту или иную игру.

Например, задача сенсорной интеграции - связать разные зоны мозга в единую систему. Ребенок должен смотреть на предмет, ощущать его в руках, слышать звук от падения предмета, ощущать работу тела. Ребенок должен играть по правилам.

Если ребенок просто раскидывает крупу или размазывает йогурт по столу - это сенсорная стимуляция. Для развития мышления она мало эффективна.

Спрашивайте у вашего специалиста какую задачу решает та или иная игра. Как играть правильно, какие должны быть правила. И что должно получиться в результате.

Итак, как остаться мамой, но научиться понимать, что нужно ребенку? Как эффективно работать с малышом и получать желаемые результаты?

  1. Задавайте вопросы всем специалистам, с которыми общаетесь. Если вам что-то не понятно - спрашивайте.
  2. В любом поведении ребенка всегда есть причина. Задавайте себе вопрос: "Почему ребенок так себя ведет". Задав вопрос себе, вы не забудете задать его специалисту.
  3. Наблюдайте за поведением ребенка. Заведите дневник. Каждый день записывайте: "Чему ребенок сегодня научился? Что получилось / что не получилось. В каких ситуациях и как вел себя ребенок". Так вы научитесь понимать, как у ребенка работает мозг.

Ребенку с особенностями развития нужно все объяснять: почему произошла ситуация; зачем выполнять действие / какой будет результат; почему он испытывает эмоцию; что ребенок чувствует; как спланировать действия.

©️ Антонина Сердюкова

Кем быть для ребенка?
Кем быть для ребенка?