Аlbert Magnus:
Этот фильм как и недавно обсуждаемая "Дикая охота короля Стаха" носит полулегендарный статус одного из первых советских триллеров с детективно-мистическим уклоном, но в отличие от картины Рубинчика действительно производит впечатление шедевра и в немалой степени за счёт своей искренности. Что и в целом похоже на почерк режиссёра Бориса Бунеева, которого я ранее знал только по замечательной киносказке "Деревня Утка" (1976г., надо будет познакомиться и с другими его работами). Нет у него ни намёка на желание понравиться фестивальным жюри, ни какой-либо формалистической надуманности, но при этом за кажущейся простотой проступает настоящая глубина.
Другая параллель, но уже в положительном смысле, у меня напрашивается с фильмом Акиры Курасава "Дерсу Узала" (1975). Хотя киноленты о жизни малых северных народов и так можно по пальцам пересчитать. Здесь же опять экранизация, главный герой работает геодезистом, а на центральные роли "аборигенов" взяты тувинцы - актёр Родна Ешонов и актриса Ольга Ензак. Как и вышеупомянутом советско-японском, где Дерсу сыграл Максим Мунзук. Что-то в этом народе и его артистах сохранилось аутентичное, шаманское, учитывая, что и в состав России Тува вошла позднее остальных регионов - в 1944 году.
Огромная разница ощущается даже с тем, как эту же роль ранее передал казахский актёр Касым Жакибаев - в первой экранизации повести Арсеньева, снятой в 1961 году. Он скорее смахивал на китайского крестьянина, чем на таёжного жителя.
Что касается автора, в отличие от знаменитого исследователя Уссурийского края советский учёный и писатель Григорий Федосеев (1899-1968) гораздо менее известен широкой публике, хотя его биография тоже достойна киновоплощения, а книги требуют переизданий. Вклад же в изучение Дальнего Востока и Восточной Сибири так же неоценим. И ведь у него был свой Узала - проводник-эвенк по имени Улукиткан, которому автор посвятил несколько произведений. Правда, в повести "Злой дух Ямбуя" действует другой старик - глухой охотник Карарбах. И то, как в фильме передана традиционная жизнь оленеводов - лишь одно из достоинств.
Иногда кажется, что он документальный, хотя это не так уж и далеко от истины. Ведь съемки проходили в настоящей эвенкийской деревне Иенгра в южной Якутии (хотя действие происходило в Хабаровском крае) и в них приняли участие местные жители, включая детей. Для сцены утопления медведя был взят "домашний" хищник одного из региональных учёных, подпускавший к себе только хозяина. Потом уже отдельные сцены доснимали в Крыму, с цирковым "артистом".
В свою очередь актёры, сыгравшие членов экспедиции, тоже будто подобраны из обычных людей - звёздный состав только бы отвлекал. И даже единственное исключение - колоритнейший Александр Кавалеров - и здесь оказался на своём месте в своём природном амплуа "человека, свалившегося с луны".
Роман Ужасов:
Стало модно писать, что эта картина просто "пьервый совьетский хоррор", эдакая сибирская "Ведьма из Блэр", что, конечно же, не так. Скорее, это быль, рассказанная возле походного костра и блестяще, практически в отсветах того же костра, перенесенная на кинопленку.
Остаётся загадкой, как этот фильм, по праву снискавший культовый статус, всё-таки парадоксальным образом оказывается полузабытым, раз за разом вытесняемым другими, более клыкастыми и кровавыми постановками. Даже название его произносят почти шёпотом, иносказательно, подобно тому, как стараются в тайге не говорить "медведь", заменяя это слово на "хозяин" или подобный эвфемизм: "А помнишь, было такое кино?". Примерно так, изустно, я и услышал про него в своё время.
Для меня это прекрасный образчик натурализма в хорошем смысле этого слова. Конечно, Южный Сахалин, где прошли наше с соавтором детство и молодость, далеко не Якутия, но все-таки был эффект узнавания в этих пейзажах. Я смотрел фильм и слышал, как хлюпает напитанный влагой мох под сапогами, как пахнет ржавая болотная вода, как гудит возле уха неутомимое и ненасытное комарье.
Потрясающе достоверно сыграли кочевых эвенков и местные жители Нерюнгринского района, поселка Иенгра, где летом 1977 происходили съемки. Одной из наиболее цельных и сильных сцен картины, является эпизод с ритуальным поеданием головы медведя (при том настоящего, для чего съемочная группа получила разрешение на отстрел одной особи). Геодезист Федосеев (фамилия киноперсонажа здесь совпадает с фамилией автора повести, написанной от первого лица), вступая на территорию дикой, первобытной реальности урочища Ямбуй, как бы принимает через этот обряд установленные там «правила игры».
A.M.: А кинематографисты, умело следуя детективной составляющей сюжета, тоже играются со зрителем, время от времени пуская его по ложному следу. Что перекликается со словами старой эвенкийки Лангары, что нельзя быть ни в чём уверенным, тем более наедине с силами природы. Будь хоть сотня медведей у тебя в трофеях, или когда уже вроде б на руках все доказательства виновности местного проводника... суровые годы действия как бы намекали, но не для того, чтобы уводить в политисторические экскурсы...
Р.У.: Действие повести, а потом и фильма, происходит в 1949 году, а для того момента образный ряд был вполне определенным. Советский геодезист – символ нового мира - вступает в схватку со старым, архаичным и пугающим, как медведь-людоед. При этом сразу обозначается главная и абсолютная ценность этого грядущего мира – знание: «Ваши дети поступят в интернаты, будут учиться...» Однако ко времени съёмок картины, на излёте 1970-ых, всё было уже не так однозначно. Отсюда двойственность финальной метафоры, подмеченной в своей статье Сергеем Иванниковым. Медведь – дух, охраняющий Ямбуй, в том числе и от излишне ретивых прогрессоров, не погибает от человеческого оружия, он исчезает в трясине, словно бы сама земля забирает из мира людей своего хранителя, и, как знать, навсегда ли.
Впрочем, излишнее увлечение трактовкой образов - занятие неблагодарное. Всегда есть опасность, уподобится эпизодическому герою из гайдаевской версии «Двенадцати стульев», узревшего в падении Кисы Воробьянинова в оркестровую яму театра «Колумб» метафору отрыва от народа и нравственного краха. Но фильм, по-сибирски крепко сбитый, малочувствителен к нашим интерпретациям, поэтому, однозначно рекомендуется к просмотру.
5\5 - общая оценка от kin0guru
#совместные обзоры от kin0guru #тайны кино от kin0guru
P.S. Странные совпадения, впрочем, не удивляющие, скорее наводящие на размышления о параллельности некоторых событий. Две недели назад Киногуру представлял свой обзор фильма "Дикая охота короля Стаха", когда на слуху была ещё кончина актера Бориса Плотникова, сыгравшего там главную роль И вот, в ходе работы над обзором "Злого духа Ямбуя" выяснилось, что так же совсем недавно, 5 ноября 2020 года не стало исполнителя главной роли геодезиста Федосеева - заслуженного артиста РСФСР Юрия Заборовского