Доброго времени суток, уважаемые читатели! С Вами канал "Уфимский транспорт". Сегодня мы рассмотрим с Вами VDL-НефАЗ-52997 Transit. С приходом данной модели поменялось многое в пассажирских перевозках Башкортостана, в частности в ГУП "Башавтотранс".
История модели
Истоки данной модели идут с Европы. На заводе Jonckheere (бельский автомобильный завод, входящий в голландскую корпорацию VDL Bus & Coach) в 1999 году сошёл первый автобус Jonckheere Transit 2000. Предназначались автобусы для внутреннего рынка, то есть для Бельгии. Выпускались данные автобусы для Бельгии в компоновке дверей (передняя - средняя - задняя )"2-2-0"
В Бельгии данные автобусы эксплуатировались в следующих компаниях: Flanders Bus, Sophibus, B&C, Heidebloem, Collard-Lambert и других.
В 2003 году партия автобусов была направлена в Нидерланды для работы на маршрутах.
Известно, что в 2005 - 2006 годах была партия машин, предназначена для Дании. Отличалась она от остальных машин, которые эксплуатировали в Бельгии следующим: ярко выраженный оранжевый окрас, компоновка дверей "2-2-1" и сидениями. Стоит отметить, что примерно в такой же компоновке выпускали машины на НефАЗе.
В 2006 году голландская корпорация VDL Bus & Coach и Нефтекамский автомобильный завод договорились о сотрудничестве. Так на свет появился VDL-НефАЗ-52997 Transit. 1-й экземпляр автобуса появился на бельгийском заводе Jonckheere, в Нефтекамске его лишь только красили и доводили до кое-каких мелочей. Данный автобус в настоящее время находится в Перми, на территории у частного перевозчика. Про машины, которые эксплуатировались и эксплуатируются в Башкортостане я распишу чуть ниже.
Модель VDL Jonckheere Transit 2000 прекратили выпускать в начале 2011 года. Последние машины были проданы перевозчикам в Бельгии.
В 2019 году транспортно-туристическая компания "ВОВАВТО" (Московская область, Щёлково) приобрела для служебных и заказных перевозок 2 автобуса VDL Jonckheere Transit 2000. Скорее всего, данные автобусы были приобретены в Бельгии.
Теперь плавно перейдём к частям автобуса.
Шасси:
Известно, что данные автобусы собирались на следующих шасси:
- Volvo B7RLE
- Scania L94UB
- DAF SB4000
Конкретно VDL-НефАЗ-52997 Transit были на шасси DAF SB4000
Двигатель:
Оснащался 2-мя двигателями:
- DAF PE228C - шестицилиндровый дизельный двигатель мощностью 310 лошадиных сил. Был заточен под Евро - 3. Данный двигатель применялся не только для Jonckheere Transit 2000, но и для VDL-НефАЗ-52997 Transit. Идёт совместно с КПП ZF 6HP592C
- MAN D О836 L0H О3 - также, как и DAF PE228C, шестицилиндровый дизельный двигатель, но уже с мощностью 290 лошадиных сил. Идёт совместно с КПП Voith D851.3Е
Кабина, место водителя
Тут я размещу просто фотографию, ибо об каких-то плюсах и минусах я тут рассказать увы, не смогу. Могу сказать, что кнопки находятся под рукой. Обзорность хорошая, стекло цельное (для обзорности плюс, для ремонтопригодности и замены минус). Зеркала часто из-за поломок меняли на камазовские.
Салон
Если в VDL Jonckheere Transit 2000 салон был разнообразен, то салон VDL-НефАЗ-52997 Transit состоит исключительно из мягких сидений. Конечно, в плане комфорта они неплохие, удобные для тела и так далее, но ввиду своего материала она быстро загрязнялись, кое-где некоторые граждане (редиски) нашей страны разрисовали сиденья. Можно было встретить тогда контакты на "аську" (мессенджер ICQ), цитаты, комментарии насчёт автобуса и другое.
Конечно, кто-то их отстирывал, после списания ставил к себе в автобус. Сидения сами по себе, ещё раз повторюсь, были удобные.
Салон имеет в себе 33 посадочных места и вмещает в себя до 100 человек. Салон полунизкопольный. Имеется кондиционер, но ввиду того, что и где их эксплуатировали, не везде включали кондиционер. Зимой в них тепло. Для перевозки маломобильных категорий населения она предназначена, но не совсем: для инвалидов-колясочников нет специальных ремней фиксации, так скажем. Если молодое поколение эти автобусы любило за комфорт, то поколение постарше (то есть, пенсионеры) их не очень из-за так называемой реактивности (водители данных автобусов, как правило, на них гоняли). Ещё можно отметить, что места для ног хватало, можно спокойно вытянуться, прилечь, хотя засыпать в городских автобусах я не рекомендую. Практически над каждым сиденьем установлены поручни с так называемыми кнопками "требования остановки", обычно они не работали или же в автобусах их снимали/срезали.
История модели в Башкортостане
VDL-НефАЗ-52997 Transit этой модели эксплуатировались практически все в Башкортостане (1 машина трудилась в Перми, ныне простаивает). Были они выпущены к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России. В настоящее время автобусы работают в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, Нефтекамске, Салавате, Мелеузе. По состоянию на 17.01.2021, из 151 машин, выпущенных на Нефтекамском автозаводе, трудятся всего 24, 7 машин считаются отстраненными от эксплуатации. 119 машин списаны.
В Уфе остался один действующий экземпляр VDL-НефАЗ-52997 Transit (также, одна машина в настоящее время не эксплуатируется). В настоящее время действующий экземпляр трудится на 69 маршруте.
Дела обстоят получше у Стерлитамака. На балансе АТП находятся 13 машин, 7 из них действующие. Можно отметить, что летом 2020 года 3 машины пришли из УПАТП №1 (Уфы). Эксплуатируются данные машины на городских, пригородных и сезонных маршрутах Стерлитамака и Стерлитамакского района.
Нефтекамск - город заводчан. Здесь трудятся не только трудолюбие граждане, а также исправная техника. В плане ВДЛ'ок, город необычный - данные машины изначально не поставляли в Нефтекамск, но спустя десятилетие, данные машины поступили на баланс местного АТП. Нет, их сразу не выпустили на линию возить людей, а капитально восстановили - по новой покрасили, по технической части отремонтировали то, что нужно было отремонтировать, заменили салон. Нефтекамцы постарались! Стоит отметить, что данные машины работают в качестве развозок сотрудников крупных предприятий города, в том числе и ПАО "НефАЗ".
Октябрьский - город наряженных, облагороженных машин. Все 5 машин в строю, трудятся на благо городского округа.
Мелеуз - самый южный город, где эксплуатируются VDL'ы. Интересен тот факт, что здесь с момента поступление до сих пор работают все 3 автобуса. С Уфы передавали 2 автобуса, в настоящий момент они списаны (предполагаю, что они пошли донорами для 3-х действующих единиц). Также можно отметить, что здесь машины сохранились практически в отличном виде, на некоторых машинах сохранилась (?) память в виде наклеек - о 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав тогдашней России и 90-летия Башавтотранса. В настоящий момент машины работают на городских и пригородных маршрутах Мелеуза и Мелеузовского района.
Салават - крупнейший промышленный город республики. Здесь, на городских маршрутах, эксплуатируются 2 машины ВДЛ. Можно отметить, что ранее данные машины были на балансе Ишимбайского АТП, эксплуатировались в основном на пригородных и междугородних маршрутах.
В целом хочется отметить, что данные машины сейчас пытаются из-за всех сил сохранить.
На мой взгляд, за всю историю Башавтотранса, данные автобусы были одними из самых лучших. Пришёл комфорт, пришла цивилизация. Возможно, они бы проездили бы ещё, но тут сыграли определенные факторы - наличие запчастей и пополнение парка газовыми/дизельными автобусами марки НефАЗ.
Для тех, кто интересуется транспортом, а те, кто живут в Башкортостане рекомендую телеграмм-канал "Общественный транспорт Башкортостана". Советую также группу ВКонтакте "Уфимский электротранспорт" и дружеские Дзен-каналы "Дмитрий Михайлов", "Матвей Скворцов".