Найти тему
MAD TOSBY

Джош и Бен Сэф­ди: их «хорошее время», болтовня о своём и дорога в Канны

Оглавление
Фото ©️ Port
Фото ©️ Port

Ма­ло­из­вес­тные ещё нес­коль­ко лет на­зад братья Джош и Бен Сэф­ди ста­ли од­ни­ми из са­мых пер­спек­тивных аме­рикан­ских ре­жис­сё­ров но­вого по­коле­ния и нег­ласны­ми нас­ледни­ками Мар­ти­на Скор­се­зе. Их ран­нее «ки­но на ко­лен­ке», улич­ный стиль и сю­жеты, пос­тро­ен­ные вок­руг го­род­ских ле­генд, спо­соб­ны вдох­но­вить лю­бого ки­нома­на из ме­гапо­лиса на соз­да­ние филь­ма. О крат­кой ис­то­рии ки­нема­тог­ра­фа Сэф­ди и их эк­спан­сии ре­аль­нос­ти рас­ска­зыва­ет в сво­ей ко­лон­ке Ан­тон Чек­лу­ев

Го­лоса улиц

Как пи­сали в рос­сий­ских куль­тур­ных жур­на­лах на­чала 2000-х, «ки­но всег­да стре­милось от гла­мур­но­го иде­ала к наж­дачной сер­мя­ге». Спус­ка­лось с боль­шо­го эк­ра­на и ас­си­мили­рова­лось с мас­со­вым ба­лага­ном, про­ис­хо­дящим под чь­ими-то ок­на­ми здесь и сей­час. Про­фес­си­ональ­ные вы­соты сце­ничес­кой дра­матур­гии и не­дешё­вое ак­тёр­ское об­ра­зова­ние пос­те­пен­но вы­тес­ня­лись циф­ро­виза­ци­ей и дос­тупны­ми руч­ны­ми ка­мера­ми. Вмес­то «фаб­ри­ки грёз», приз­ванной про­вес­ти инъ­ек­цию от ре­аль­нос­ти, ки­нема­тог­раф выр­вался на ули­цы, прев­ра­тив­шись в ин­ку­батор, сис­те­мати­зиру­ющий субъ­ек­тивную ре­аль­ность, от ко­торой спа­сались в ки­ноза­лах пре­дыду­щие по­коле­ния. Эф­фект от та­кого под­хо­да при­вёл к ве­дению удоб­но­го ди­ало­га не толь­ко меж­ду стра­нами на уров­не куль­ту­ры, но и меж­ду рай­она­ми, уров­ня­ми жиз­ни, со­ци­аль­ны­ми клас­са­ми, ко­торые про­тяги­ва­ют друг дру­гу ру­ку в бес­прос­ветнос­ти бы­тово­го тра­гиз­ма. Раз­ли­чия в язы­ках и ус­ловные пат­терны об­щес­тва здесь лишь раз­но­вид­ности плён­ки, за­ряжен­ные в один ап­па­рат.

Ра­нее роль свя­зу­юще­го ин­ку­бато­ра меж­ду на­ци­ями иг­ра­ла про­вин­ция, внем­лю­щая цир­ку, но те­перь по­вес­тку пе­рех­ва­тил ме­гапо­лис — чис­ти­лище, по ха­рак­те­ру аб­сурда, ха­оса и до­тош­ности ри­ту­алов не ус­ту­па­ющее сред­не­веко­вым куль­там. В ста­рину ма­лень­кие го­рода бы­ли при­бежи­щем су­еве­рия, а круп­ные — прог­ресса. В XXI ве­ке ме­гапо­лисы — слу­ги рас­па­да иден­тичнос­ти и рас­се­ян­но­го вни­мания, а ти­шина про­вин­ции, на­обо­рот, спо­собс­тву­ет об­ре­тению це­лос­тнос­ти. Вмес­то са­мораз­ви­тия че­ловек в ме­гапо­лисе иг­ра­ет по об­щим пра­вилам де­конс­трук­ции, «кры­синых бе­гов» по тор­го­вым цен­трам, тол­кучки лок­тя­ми на карь­ер­ной лес­тни­це, злос­ти от опоз­да­ния на ав­то­бус, рас­пи­сание ко­торо­го сфор­ми­рова­но де­сять лет на­зад. Вы­нося меч­ту детс­тва за кон­тур офис­но­го мо­нито­ра, он под­вержен пус­той реф­лексии без воз­можнос­ти взгля­нуть на се­бя объ­ек­тивно.

Не­важ­но, Нью-Й­орк, Мос­ква или Те­геран, — объ­еди­нение на­родов че­рез оди­нако­вые пра­вила иг­ры в мно­гомил­ли­он­ных го­родах ста­новит­ся дос­тупным инс­тру­мен­том ки­но. Ге­рой филь­ма, стал­ки­ва­ющий­ся с проб­ле­мой съ­ём­ной квар­ти­ры в Лон­до­не, ин­ту­итив­но под­талки­ва­ет к ос­мыслен­но­му прос­мотру мос­кви­ча боль­ше, чем пат­ри­оти­чес­кий блок­бастер или поч­ти лю­бой ге­рой Алек­сан­дра Пет­ро­ва. На пер­вый взгляд, филь­мы о ме­гапо­лисе — это ба­лаган. А ещё это — не­ис­ся­ка­емый ис­точник ре­лик­вий, спле­тен, чу­даков и бе­реж­но хра­нимых вос­по­мина­ний из детс­тва, ко­торые по­родив­ший их го­род с каж­дым го­дом взрос­ле­ния стре­мит­ся сте­реть в пыль. Жи­тель ме­гапо­лиса жи­вёт эмо­ци­ями, ис­пы­тан­ны­ми с детс­тва, соз­да­вая собс­твен­ную зер­каль­ную ре­аль­ность. Ре­жис­сё­ры, сни­мав­шие об этом, пы­тались раз­дви­нуть шум, вы­дер­жать па­узу.

Джим Джар­муш опус­тил на го­род ночь («Ночь на зем­ле» (1991)) — от Ри­ма и Хель­син­ки до Нью-Й­ор­ка, что­бы рас­ска­зать о го­роде в па­радок­саль­ной фа­зе, ко­торая по­хожа вне за­виси­мос­ти от стра­ны, с по­мощью уни­вер­саль­ной си­ту­ации ноч­но­го так­си. Ву­ди Ал­лен мно­го лет со­бирал биб­ли­оте­ку филь­мов, осоз­на­вая ло­вуш­ку не­ком­му­ника­бель­нос­ти, стрес­са и не­удач­ных от­но­шений, а так­же чрез­мерной ра­ци­она­лиза­ции про­ис­хо­дяще­го. Его кар­ти­ны име­ют те­рапев­ти­чес­кий эф­фект, по­мога­ющий осоз­нать, что ни один че­ловек не уни­кален в сво­их проб­ле­мах, но у не­кото­рых всё — ещё ху­же.

Оди­ночес­тво и тре­вога сре­ди мно­жес­тва зна­комых и со­бытий ста­ли од­ной из цен­траль­ных тем в «го­род­ском» ки­нема­тог­ра­фе. Слу­чай­ные встре­чи на ули­цах в филь­мах Ал­ле­на ко­му-то мо­гут по­казать­ся не са­мым на­ход­чи­вым дви­гате­лем ис­то­рии, но лю­бой мос­квич вспом­нит, что всег­да лег­че встре­тить­ся в са­мом не­ожи­дан­ном мес­те с быв­ши­ми по­ловин­ка­ми или од­ноклас­сни­ками, чем осоз­нанно за­вес­ти дру­зей. Мно­гие за­думы­ва­ют­ся, как из­ме­нит судь­ба ста­рых зна­комых. В филь­ме «Мос­ква сле­зам не ве­рит» (1980) про­ис­хо­дит карь­ер­ная ро­киров­ка, ког­да Ро­ди­он (Юрий Ва­силь­ев) встре­ча­ет Ка­тю (Ве­ра Ален­то­ва) во вре­мя съ­ём­ки прог­раммы. Та ста­ла ди­рек­то­ром за­вода, Ро­ди­он же ос­тался прос­тым опе­рато­ром из «Ос­танки­но». При этом, по­падая в боль­шой го­род, ге­рои час­то ис­поль­зу­ют эс­ка­пизм для за­щиты сво­ей ин­ди­виду­аль­нос­ти, выс­тра­ивая це­лые субъ­ек­тивные це­поч­ки следс­твен­ных свя­зей. По­доб­ный эпи­зод есть в филь­ме «На пос­леднем ды­хании» (1959): ге­ро­иня Пат­ри­ция (Джин Си­берг), по­падая на ин­тервью к пи­сате­лю Пар­ву­лес­ко (Жан-Пь­ер Мель­вилль), ви­дит в нём пос­та­рев­ше­го Пу­ака­ра (Жан-Поль Бель­мон­до). В её го­лове нак­ла­дыва­ют­ся друг на дру­га об­ра­зы нес­вя­зан­ных муж­чин, и в ито­ге это уби­ва­ет Пу­ака­ра, ли­шая оба­яния и уни­каль­нос­ти. При­думы­вая ис­то­рию о лю­дях ме­гапо­лиса, ре­жис­сё­ры и сце­нарис­ты прес­ле­ду­ют раз­ные це­ли, но для соз­да­ния ин­те­рес­но­го об­ра­за ав­то­рам не­об­хо­димо быть сви­дете­лями и сто­ять од­ной но­гой в ре­аль­нос­ти. Ре­аль­ность дол­жна быть ин­те­рес­на ре­жис­сё­ру не толь­ко че­рез оп­ти­ку ки­но: она обя­зана быть частью ри­ту­ала, мно­гок­ратно пе­режи­того на род­ных ули­цах.

Важ­ным инс­тру­мен­том уси­ления куль­тур­но­го кон­тек­ста яв­ля­ет­ся ра­бота с го­род­ски­ми ре­лик­ви­ями, ко­торые от­кли­ка­ют­ся у зна­ющих лю­дей вос­по­мина­ни­ями или об­ра­зами детс­тва. Ре­лик­ви­ей мо­жет быть куль­то­вое мес­то ту­совок у под­рос­тков, го­род­ские ле­ген­ды, по­жилой быв­ший лёт­чик, рас­ска­зыва­ющий об иноп­ла­нетя­нах, или от­пе­чатав­ший­ся в па­мяти об­раз. Это соз­да­ет прив­ле­катель­ность у уз­ко­го кру­га лиц. Из при­меров в му­зыке мож­но при­вес­ти мос­ков­скую рэп-груп­пу Centr, ко­торая в от­сутс­твии бюд­же­тов и про­мо за­во­ева­ла боль­шую по­пуляр­ность бла­года­ря ис­крен­ней по­даче и про­тиво­пос­тавле­нию се­бя «па­цан­ско­му» сти­лю рус­ско­го рэ­па и ус­ловнос­тям жан­ра. Centr соз­да­вали культ вок­руг сво­ей жиз­ни, близ­кой слу­шате­лям, зат­ра­гива­ли бы­товые те­мы, сок­ра­щая этим дис­танцию со а­уди­тори­ей, и ста­ли воп­ло­щени­ем ду­ха вре­мени — апо­литич­ной, ту­совоч­ной, нар­ко­тичес­кой и сво­бод­ной Мос­квы двух­ты­сяч­ных. Соз­да­ние чес­тной сис­те­мы отоб­ра­жения дей­стви­тель­нос­ти, не раз­де­ля­ющей жизнь и сце­ничес­кий об­раз (ки­но­эк­ран), — ос­но­вопо­лага­ющая часть убе­дитель­ной ви­зу­али­зации го­род­ских ре­лик­вий.

От­цы и де­ти

Внед­ре­ние циф­ро­вых ка­мер и DIY-ки­нема­тог­ра­фии уп­рости­ло про­цесс ин­тервен­ции на эк­ран мик­росре­ды, на­пол­ня­ющей ули­цы, и, сле­дова­тель­но, ле­генд. Нью-Й­орк стал зна­чимым плац­дармом этой эк­спан­сии. Рань­ше Ву­ди Ал­лен нес­коль­ко раз при­возил из Ка­нады зна­мени­того куль­ту­роло­га Мар­шалла Мак­лю­эна, что­бы снять его в зна­мени­том эпи­зоде оче­реди в ки­ноте­атр в «Эн­ни Холл» (1977). Мар­тин Скор­се­зе с лю­бовью за­дей­ство­вал сво­их ро­дите­лей в «Слав­ных пар­нях» (1990). Уро­жен­цы Нью-Й­ор­ка, пред­ста­вите­ли но­вого по­коле­ния ре­жис­сё­ров, братья Джо­шуа (род. 1984) и Бен (род. 1986) Сэф­ди взя­ли ка­меры и выш­ли на ули­цы: здо­ровать­ся с пу­шера­ми по уг­лам, ис­сле­дуя илис­тое дно су­мас­шедше­го го­рода с под­водны­ми кам­ня­ми, ко­торые пред­по­чита­ют не за­мечать ту­рис­ты.

Бэн и Джош ро­дились в не са­мой прос­той в семье си­рий­ско­го ев­рея Аль­бер­то Сэф­ди, юве­лира, ра­ботав­ше­го в Брил­ли­ан­то­вом квар­та­ле (Diamond District) на 47-й ули­це Ман­хэтте­на. Дво­юрод­ный де­душ­ка брать­ев — из­вес­тный ар­хи­тек­тор Мо­ше Сэф­ди (род. 1938), соз­да­тель собс­твен­но­го бю­ро Safdie Architects, ав­тор мно­жес­тва про­ек­тов, в том чис­ле нес­коль­ких ме­мори­алов в ком­плек­се «Яд Ва­шем» в И­еру­сали­ме и зна­мени­того ка­зино Marina Bay Sands в Син­га­пуре. Ро­дите­ли брать­ев ра­но раз­ве­лись, и бу­дущие ре­жис­сё­ры кур­си­рова­ли меж­ду Ниж­ним Ман­хэтте­ном и Ку­ин­сом от от­ца к ма­тери. По приз­на­нию брать­ев, отец во­дил их на зна­мени­тый фильм о раз­во­де «Кра­мер про­тив Кра­мера» (1979), что­бы объ­яс­нить про­цес­сы, про­ис­хо­дящие в семье.

Ещё во вре­мя уче­бы в Бос­тон­ском уни­вер­си­тете братья на­чали сни­мать ко­рот­ко­мет­ражные филь­мы на ули­цах род­ных квар­та­лах, что вско­ре вы­лилось в серь­ёз­ное ув­ле­чение низ­ко­бюд­жетным ки­нема­тог­ра­фом. С са­мого детс­тва в твор­ческую шка­тул­ку Джо­ша и Бэ­на от­кла­дыва­лись об­ра­зы раз­во­да, лич­ности эк­сцентрич­но­го от­ца-юве­лира; они со­бира­ли сво­его жи­теля «Боль­шо­го яб­ло­ка» на ос­но­ве зна­комств из нью-й­орк­ской ту­сов­ки. Их Нью-Й­орк да­лёк от Цен­траль­но­го пар­ка и са­лон­ных раз­го­воров о Дос­то­ев­ском Ву­ди Ал­ле­на. Ма­ло об­ще­го и с те­ат­раль­ной ро­ман­ти­заци­ей про­тиво­речи­вых ге­ро­ев Мар­ти­на Скор­се­зе, чь­им та­лан­том изоб­ра­жать че­лове­ка братья Сэф­ди не раз вос­торга­лись.

Их Нью-Й­орк на­чина­ет­ся с дет­ско­го взгля­да сни­зу в оче­редях, бы­товых кол­ла­жей, ак­тивно­го детс­тва в ус­ло­ви­ях ос­тро­сюжет­ной пов­седнев­ности в рит­ме ме­гапо­лиса, об­сужда­емых куль­то­вых пер­со­нажей и сви­детель­ства неп­ри­ят­ной ту­рис­ту эко­сис­те­мы, прос­ту­па­ющей ночью на уг­лах. Как го­ворят, это луч­шее вре­мя, что­бы ос­мыслить го­род. Их стиль вы­рос из деб­рей жан­ра «мамб­лкор»: он буд­то на­бал­ты­ва­емый миф, с ко­торым дис­ку­тиру­ют.

Пер­вый серь­ёз­ный пол­но­мет­ражный фильм Сэф­ди «Схо­ди за роз­ма­рином» (вто­рое и бо­лее рас­простра­нен­ное ан­гло­языч­ное наз­ва­ние  — "Daddy Longlegs" (2009)) — ко­медия-за­рисов­ка о го­ре-па­паше Лен­ни (Ро­нальд Брон­штейн) — бо­лее чем вдох­новлён вос­по­мина­ни­ями об от­це Бе­на и Джо­ша и ран­нем раз­во­де. Лен­ни за­бира­ет двух де­сяти­лет­них маль­чи­ков у быв­шей суп­ру­ги на две не­дели. Хо­тя Лен­ни в них ду­ши не ча­ет, ир­ра­ци­ональ­ные пос­тупки и не­казис­тый ха­рак­тер от­ца не толь­ко ве­селят де­тей, но и под­верга­ют их опас­ности. Сам ха­рак­тер ге­роя де­ла­ет фильм ос­тро­сюжет­ным и под­ве­шива­ет зри­теля в ам­би­вален­тной си­ту­ации: с од­ной сто­роны — оба­яние и лю­бовь, же­лание сме­ять­ся, с дру­гой — от­талки­ва­ющая бе­зот­ветс­твен­ность и пре­одо­ление нас­ту­па­юще­го кри­зиса сред­не­го воз­раста.

Ма­лобюд­жетный про­ект про­шёл не­заме­чен­ным, но за­дал век­тор раз­ви­тия ки­нема­тог­ра­фа Сэф­ди: про­тиво­речи­вый и эго­ис­тичный, но оба­ятель­ный пер­со­наж в цен­тре ис­то­рии, по­лудо­кумен­таль­ный неб­режный стиль съ­ём­ки (ка­мера вых­ва­тыва­ет ге­роя из дви­жения ули­цы и ок­ру­жения, пер­со­нажи рас­тво­ря­ют­ся в кол­лектив­ных по­токах), ис­поль­зо­вание ожив­лённо­го го­род­ско­го траф­фи­ка как де­кора­ции (Рис. 1 и 2). В не­кото­рых сце­нах ге­рои рас­тво­ря­ют­ся в по­токе лю­дей. Пов­седнев­ные си­ту­ации, дви­жимые фи­гурой Лен­ни, впле­та­ют­ся в сю­жет сов­мес­тно с им­про­визи­рован­ны­ми ди­ало­гами ге­ро­ев, на­поми­на­ющи­ми бес­цель­ную бол­товню, что ха­рак­терно для мамб­лкор-филь­мов. Не­дос­та­ток ак­тёр­ско­го мас­терс­тва мас­ки­ровал­ся в джамп-ка­тах, но и весь фильм — од­на боль­шая про­ба пе­ра.

Эф­фек­тной ре­лик­ви­ей здесь ста­ло по­яв­ле­ние куль­то­вого не­зави­симо­го ре­жис­сё­ра из Нью-Й­ор­ка Абе­ля Фер­ра­ры («Пло­хой Лей­те­нант» (1992), «Си­бирь» (2020)) в ро­ли бро­дяги-гра­бите­ля (Рис. 3). По­хожий на ха­риз­ма­тич­но­го вги­ков­ско­го мас­те­ра, Фер­ра­ра, же­натый на рус­ско­языч­ной уро­жен­ке Мол­до­вы, к сло­ву, сде­лал до­кумен­таль­ный фильм про «по­хоро­шев­ший» Нью-Й­орк «Чел­си со ль­дом» (2008). Уни­каль­ные кад­ры с нет­резвым Ми­лошем Фор­ма­ном че­реду­ют­ся с грус­тной ис­то­ри­ей о пла­нах уп­равля­ющей ком­па­нии прев­ра­тить ста­рую гос­ти­ницу, став­шую эта­кой сту­ди­ей для твор­ческих лю­дей, в тор­го­вый центр. Уни­вер­саль­ная те­ма, обя­зыва­ющая каж­до­го жи­теля ме­гапо­лиса бо­роть­ся за уго­лок сво­ей ис­то­рии, пе­реда­ющая пла­мен­ный при­вет ки­ноцен­тру «Со­ловей».

Рис. 3. Абель Фер­ра­ра и Ро­нальд Брон­штейн в филь­ме «Схо­ди за роз­ма­рином»
Рис. 3. Абель Фер­ра­ра и Ро­нальд Брон­штейн в филь­ме «Схо­ди за роз­ма­рином»

"Daddy Longlegs" — об­разцо­вый при­мер DIY-ки­нема­тог­ра­фии. Джош, по­мимо ро­ли ре­жис­сё­ра, взял на се­бя ещё и роль ак­тё­ра эпи­зода, а ис­полни­тель глав­ной ро­ли Ро­нальд учас­тво­вал в на­писа­нии сце­нария и мон­та­же. Впос­ледс­твии Ро­нальд стал близ­ким дру­гом Джо­ша и Бе­на, про­дол­жив сот­рудни­чес­тво с Сэф­ди. Слов­но друзья с од­ной ули­цы, ко­торые на­чали за­писы­вать рэп, Сэф­ди и Брон­штейн сфор­ми­рова­ли пос­то­ян­ную ко­ман­ду, где кон­тро­лиро­вали каж­дую ста­дию про­дак­ше­на, что очень ха­рак­терно для ав­тор­ско­го ки­но. В бу­дущем Джош и Бен про­дол­жи­ли де­лить ре­жис­сёр­ское крес­ло, Ро­нальд же с Бе­ном мон­ти­ровал фу­тадж, а сце­нарии пи­сал с обо­ими Сэф­ди (Рис. 4). Сот­рудни­чес­тво тран­сфор­ми­рова­лось в соз­да­ние ком­па­нии Elara Pictures в 2014 го­ду.

Рис 4. Джош Сэф­ди, Бен Сэф­ди и Ро­нальд Брон­штейн
Рис 4. Джош Сэф­ди, Бен Сэф­ди и Ро­нальд Брон­штейн

Улич­ные звёз­ды

Сог­ласно из­на­чаль­но­му за­мыс­лу вы­шед­ший спус­тя де­сять лет фильм «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы» (2019) с Ада­мом Сэн­дле­ром дол­жен был быть снят сра­зу пос­ле «Схо­ди за роз­ма­рином», об­ра­зуя нег­ласную ди­логию, ос­но­ван­ную на вос­по­мина­ни­ях об от­це. К раз­ра­бот­ке сце­нария Сэф­ди прис­ту­пили еще в 2007 го­ду, од­на­ко де­нег на наш­ли, а Адам Сэн­длер, ко­торо­го твёр­до ви­дели ис­полни­телем глав­ной ро­ли, от­кло­нил пер­вое пред­ло­жение.

В про­цес­се ра­боты над же­лан­ным про­ек­том и по­ис­ком де­нег Джош Сэф­ди встре­тил на ули­цах Ниж­не­го Ман­хэтте­на двад­ца­тилет­нюю Ари­эль Холмс (Рис. 5). Де­вуш­ка жи­ла в ге­ро­ино­вом аду, ту­сова­лась с без­домны­ми «Боль­шо­го яб­ло­ка» и но­чева­ла на пе­редер­жках. Пот­ря­сён­ный ис­то­ри­ей па­дения Ари­эль, важ­ной частью ко­торой ста­ли ток­сичные от­но­шения с улич­ным нар­ко­маном по име­ни Илья Ле­онть­ев, Джош пред­ла­га­ет ей на­писать ме­му­ары для даль­ней­шей эк­ра­низа­ции. Ос­но­ван­ный на со­чине­ни­ях Ари­еэль Холмс «Бог зна­ет что» (2014), фильм ста­нет сти­лис­ти­чес­ки ка­нонич­ным и пе­релом­ным — эта­пом в боль­шое ки­но. Фильм за­бит под за­вяз­ку стрит-кас­тингом и раз­ры­ва­ет ки­но­эк­ран го­род­ской эко­сис­те­мой. Са­ма Ари­эль по­лучи­ла пред­ло­жение сыг­рать глав­ную роль, за­ново пе­режив бо­лез­ненный опыт.

Име­на ге­ро­ев не бы­ли из­ме­нены: по сю­жету Ари­эль иг­ра­ет се­бя и пы­та­ет­ся пор­вать от­но­шения с ге­ро­ин­щи­ком-абь­юзе­ром Иль­ёй (его сыг­рал про­фес­си­ональ­ный ак­тёр Ка­леб Лэн­дри Джонс («Лю­ди-X. Пер­вый класс» (2011), «Три бил­борда на гра­нице Эб­бинга, Мис­су­ри» (2017), «Мёр­твые не уми­ра­ют» (2019)). Илья тол­ка­ет Ари­эль на грань са­мо­убий­ства, и та, вый­дя из боль­ни­цы, пы­та­ет­ся за­ново стро­ить свою жизнь на го­род­ском дне.

Рис. 5. Ари­эль Холмс в филь­ме «Бог зна­ет что»
Рис. 5. Ари­эль Холмс в филь­ме «Бог зна­ет что»

Нес­мотря на от­талки­ва­ющую эс­те­тику, «Бог зна­ет что» — один из са­мых на­тура­лис­тичных и под­робных пор­тре­тов мик­росре­ды Нью-Й­ор­ка, «лю­дей по­луть­мы»: нар­ко­манов и без­домных (Рис. 6). Де­таль­ное изоб­ра­жение улич­ной куль­ту­ры шо­киру­ет на­вяз­чи­выми де­таля­ми, бес­ком­про­мис­сным вов­ле­чени­ем зри­теля в гу­битель­ные ри­ту­алы упот­ребле­ния и сфор­ми­ровав­шу­юся внут­ри­видо­вую и­ерар­хию скво­тов. Го­род­ской кол­лапс об­рамля­ет по­терян­ных пер­со­нажей, ко­торых вне­зап­но фик­си­ру­ет ка­мера сре­ди кон­вей­ера-по­тока лю­дей. Сре­да, ко­торую обы­вате­ли и ту­рис­ты стре­мят­ся обыч­но бло­киро­вать, вы­зыва­юще под­све­чена сре­ди без­различ­но­го ме­гапо­лиса (Рис. 7 и 8). Эти бед­ня­ги не при­вык­ли толь­ко па­дать: они ве­дут биз­нес, де­лят тер­ри­торию, и сам Нью-Й­орк для них — ра­бочее пред­при­ятие сво­ей ли­ги.

Рис. 6. Кад­ры из филь­ма «Бог зна­ет что»
Рис. 6. Кад­ры из филь­ма «Бог зна­ет что»

Но ме­гапо­лис апа­тичен. Нес­мотря на по­пыт­ки осед­лать дух Аме­рики, Нью-Й­орк бро­са­ет сво­их нес­час­тных де­тей уми­рать, окон­ча­тель­но де­сак­ра­лизи­руя ка­пита­лизм и аме­рикан­скую меч­ту. На этой поч­ве про­рас­та­ет тра­гедия от­дель­но­го абь­юза: че­ловек с ат­ро­фиро­ван­ной со­вестью ус­тра­ива­ет для Ари­эль пер­со­наль­ный ад. И Ари­эль, пов­то­ряя бо­лез­ненный опыт в но­вой ки­нема­тог­ра­фичес­кой ре­аль­нос­ти, сквозь де­кора­ции, не близ­кие боль­шинс­тву зри­телей, убе­дитель­но до­носит суть сво­ей тра­гедии, ибо тра­гедия ток­сичных от­но­шений уни­вер­саль­на.

Рис. 7 и 8. Кад­ры из филь­ма «Бог зна­ет что»
Рис. 7 и 8. Кад­ры из филь­ма «Бог зна­ет что»

Нью-Й­орк был без­разли­чен, но не­без­разли­чен Джош Сэф­ди, ко­торый пос­ле съ­ёмок по­мог Ари­эль най­ти аген­та для из­да­ния ме­му­аров, а так­же лич­но оп­ла­тил курс ре­аби­лита­ции от нар­ко­зави­симос­ти во Фло­риде. Поз­же ей уда­лось у­ехать в Лос-Ан­дже­лес и снять­ся в не­боль­шой ро­ли в филь­ме «Аме­рикан­ская ми­лаш­ка» (2016) с Шай­ей Ла­бафом и Рай­ли Кио, где, к сло­ву, то­же ак­тивно ис­поль­зо­вал­ся улич­ный кас­тинг, а так­же сыг­рать боль­шую роль в «2037: опе­рация «Ан­дро­ид» (2016); од­на­ко поз­же Ари­эль ос­та­вила ки­нобиз­нес. Так про­из­водс­тво филь­ма «Бог зна­ет что» выш­ло за рам­ки твор­чес­тва и ста­ло очи­щени­ем для Ари­еэль, чья труд­ная пад­шая жизнь за­кон­чи­лась ис­то­ри­ей Зо­луш­ки с счас­тли­вым фи­налом (Рис. 9). Сам фильм по­лучил меж­ду­народ­ное вни­мание и учас­тво­вал во вне­кон­кур­сных прог­раммах Ве­неци­ан­ско­го ки­нофес­ти­валя.

Рис. 9. Ари­эль Холмс и Ка­леб Лэн­дри Джонс на ки­нофес­ти­вале в Ве­неции
Рис. 9. Ари­эль Холмс и Ка­леб Лэн­дри Джонс на ки­нофес­ти­вале в Ве­неции

Ари­еэль Холмс бы­ла не пос­ледней, ко­го братья заб­ра­ли с ули­цы в ки­нема­тог­раф. Пер­со­наж Майк из «Бог зна­ет что» оли­цет­во­ря­ет иро­нию над ка­пита­лис­ти­чес­ким ду­хом Нью-Й­ор­ка. Без­на­дёж­ный нар­ко­ман, ко­торый пы­та­ет­ся быть пред­при­им­чи­вым на со­ци­аль­ном дне: дос­та­вать день­ги и соз­да­вать об­щак, за­нимать­ся рос­товщи­чес­твом, что в его по­ложе­нии — си­зифов труд. Соз­на­тель­ный Майк пы­та­ет­ся вы­тащить Ари­эль, но нез­до­ровая при­вязан­ность ча­ще силь­нее здра­вого смыс­ла (Рис. 10). Роль Май­ка сыг­рал Бад­ди Дю­ресс, ко­торый ещё с детс­тва по­падал в ис­пра­витель­ные уч­режде­ния для труд­ных под­рос­тков.

Пе­ред съ­ём­ка­ми Дю­ресс вы­шел из ок­ружной тюрь­мы, где от­бы­вал срок за нар­ко­тики. По ус­ло­ви­ям дос­рочно­го ос­во­бож­де­ния нес­коль­ко ме­сяцев ему не­об­хо­димо бы­ло про­вес­ти в ре­аби­лита­ци­он­ном цен­тре. Од­на­ко, не дож­давшись соп­ро­вож­да­юще­го, Дю­ресс ушёл до­мой, а за­тем и на съ­ёмоч­ную пло­щад­ку, где очень нер­ви­ровал ре­жис­сё­ров, так как на­ходил­ся в ро­зыс­ке. Пос­ле за­вер­ше­ния ра­боты над филь­мом Дюр­рес вер­нулся в тюрь­му и за­вер­шил от­сидку, а за­тем был приг­ла­шён на сле­ду­ющий про­ект Сэф­ди «Хо­рошее вре­мя» (2017), где его пар­тне­ром стал сам Ро­берт Пат­тинсон. Нес­мотря на слож­ную судь­бу и неп­ростой ха­рак­тер, Джош Сэф­ди не­од­нократ­но за­яв­лял, что ви­дит в Дюр­ре­се уни­каль­ный та­лант, и на­зывал его «Джо Пе­ши на­шего вре­мени».

Рис. 10. Бад­ди Дюр­рес в филь­ме «Бог зна­ет что»
Рис. 10. Бад­ди Дюр­рес в филь­ме «Бог зна­ет что»

Ин­те­рес­но учас­тие в «Бог зна­ет что» и «Хо­рошем вре­мени» хор­рор-рэ­пера Ро­на Бра­ун­штей­на, из­вес­тно­го как Necro, чьи та­лан­тли­вые ми­нуса в 2000-е ак­тивно во­рова­ли мно­гие рос­сий­ские ис­полни­тели. Уро­женец Брук­ли­на с вос­точно­ев­ро­пей­ски­ми кор­ня­ми, чьи тек­сты рас­ска­зыва­ют о на­силии, кид­нэппин­ге и убий­ствах, он в на­чале тех же двух­ты­сяч­ных прос­ла­вил­ся про­вока­ци­он­ны­ми кли­пами, где де­монс­три­рова­лись не­симу­лиру­емая пор­ногра­фия и упот­ребле­ние ге­ро­ина. Ка­лам­бур в том, что в «Бог зна­ет что» заб­ло­киро­ван­ный юту­бом мас­тер шок-кон­тента иг­ра­ет роль дру­га Ари­эль Скал­ли, не­казис­то­го зав­сегда­тая френ­дзо­ны, ко­торый не­лепо пы­та­ет­ся спо­ить её. Этот ко­мич­ный па­радокс — уси­лива­ющий эле­мент, иг­ра­ющий на свя­зи ре­аль­нос­ти и кон­трас­ти­ру­ющий с ис­крен­ностью ли­нии Ари­эль.

Сво­еоб­разная эман­си­пация го­род­ской сре­ды за­тяги­ва­ет зри­теля не эфе­мер­ны­ми об­ра­зами, а су­ровой ре­алис­ти­чес­кой тканью, ко­торой жи­вёт Нью-Й­орк. Ари­эль Холмс, Бад­ди Дюр­рес и Necro име­ют свой бэк­гра­унд и про­жива­ют его на эк­ра­не, но не си­мули­ру­ют ту жизнь, сви­дете­лями ко­торой при­ходи­лось бы­вать. А по­лудо­кумен­таль­ная тех­ни­ка съ­ём­ки соз­да­ёт эф­фект при­сутс­твия и чувс­тва, что ты слу­чай­но под­слу­шал двух про­хожих. «Бог зна­ет что» имел эф­фект луч­шей ан­ти­нар­ко­тичес­кой те­рапии. Ис­крен­ность и аг­рессив­ная де­тали­зация, иг­но­риро­вание бе­зуп­речной фор­мы мож­но срав­нить с луч­ши­ми тра­дици­ями ан­дегра­ун­дной му­зыки, где про­фес­си­она­лизм ус­пешно вы­тес­ня­ет­ся сло­вом «стиль».

Пер­вый кра­сав­чик

Пос­ле филь­ма к брать­ям приш­ла сла­ва. На них об­ра­тил вни­мание Скор­се­зе, а Ро­берт Пат­тинсон лич­но нап­ра­вил мейл с прось­бой взять его на роль в сле­ду­ющем филь­ме. Кри­миналь­ный трил­лер «Хо­рошее вре­мя» спе­ци­аль­но пи­сал­ся под Пат­тинсо­на и от­ли­ча­ет­ся от «го­род­ской про­зы» пре­дыду­щих ра­бот ос­тро­сюжет­ной ис­то­ри­ей об ог­рабле­нии. Сно­ва оба­ятель­ный, но ни­как не по­ложи­тель­ный глав­ный ге­рой Кон­ни (Ро­берт Пат­тинсон) ис­поль­зу­ет сво­его бра­та Ни­ка (Бен Сэф­ди), стра­да­юще­го мен­таль­ным расс­трой­ством, для кри­миналь­ных це­лей, од­на­ко тот по­пада­ет­ся по­лиции.

Ес­ли рань­ше Нью-Й­орк хо­лод­но со­зер­цал че­лове­чес­кую не­казис­тость, то те­перь, не да­вая на се­кун­ду прик­рыть гла­за, объ­яв­ля­ет охо­ту на глав­но­го ге­роя. Пас­сивная по­зиция пер­со­нажей пе­рерас­та­ет в про­тивос­то­яние с го­род­ской сре­дой. Дей­ствие про­ис­хо­дит ночью, ав­то­ры ухо­дят от жан­ра бы­товой за­рисов­ки к тре­вож­но­му расс­трой­ству, на­поми­на­юще­му мрач­ный трип в кис­лотных то­нах (Рис. 11 и 12). Ра­нее ней­траль­ные пов­седнев­ные со­бытия ста­новят­ся пре­пятс­тви­ем — нер­вный про­цесс по­пол­не­ния бан­ков­ских рек­ви­зитов, тюрь­ма, груп­по­вые за­нятия для лю­дей с расс­трой­ства­ми. Вра­гами ста­новят­ся ма­ловаж­ные в обыч­ной жиз­ни, но ти­пич­ные ста­рожи­лы улиц — слу­чай­ные сви­дете­ли, вах­тё­ры, убор­щи­ки, клер­ки; все по­казы­ва­ют зу­бы не ху­же ко­пов.

В го­роде не ос­та­ёт­ся бе­зопас­но­го мес­та, нап­ря­жение на­рас­та­ет в каж­дой ло­кации, а от­ра­ботан­ная во вре­мя соз­да­ния кли­па Jay-Z "Marcy Me" вер­то­лет­ная съ­ём­ка под­чёрки­ва­ет не­об­ра­тимость пе­чаль­но­го фи­нала эле­мен­том ви­де­оиг­ры (Рис. 13).

Рис. 13. Кадр из филь­ма «Хо­рошее вре­мя»
Рис. 13. Кадр из филь­ма «Хо­рошее вре­мя»

«Хо­рошее вре­мя» из­ме­нило ус­ло­вия ра­боты брать­ев: съ­ём­ки про­ходи­ли в со­от­ветс­твии с гра­фиком Пат­тинсо­на, а Бен и Ро­нальд мон­ти­рова­ли фильм на сту­дии. В кар­ти­не впер­вые проз­ву­чала му­зыка ком­по­зито­ра рус­ско­го про­ис­хожде­ния Да­ни­эля Ло­пати­на, из­вес­тно­го как Oneohtrix Point Never (братья так­же сня­ли ему два кли­па — "The Pure and the Damned" (2017) и "Lost But Never Alone" (2020)). Вы­дер­жанная нес­пешная элек­трон­ная пар­тия на син­те­зато­ре ре­зони­рова­ла с не­тер­пи­мой су­етой эк­ра­на и ста­ла на­ход­кой ре­жис­сё­ров. За­путан­ная тре­вож­ная ат­мосфе­ра плу­тала на раз­ных уров­нях бы­тия, ни в од­ном из ко­торых зри­тель не мог на­щупать поч­ву. Пси­ходе­личес­кие по­гони впе­чат­ли­ли пуб­ли­ку: фильм был но­мини­рован на «Зо­лотую паль­мо­вую ветвь», а са­унд­трек Ло­пати­на по­лучил спе­ци­аль­ный приз в Кан­нах.

В про­ек­те сно­ва по­учас­тво­вал Бад­ди Дюр­рес, сыг­равший за­нос­чи­вого пар­ня по име­ни Рэй, ко­торо­го по ошиб­ке судь­ба сво­дит с Кон­ни. Рэю пос­вя­щён за­поми­на­ющий­ся флеш­бэк про бу­тылоч­ку с ЛСД, ко­торый час­тично от­сы­ла­ет к ре­аль­ной ис­то­рии Бад­ди Дюр­ре­са c ус­ловно-дос­рочным ос­во­бож­де­ни­ем. Рэ­пер Necro сыг­рал нар­ко­тор­говца, на этот раз от­лично ре­зони­ру­юще­го со сво­им ар­тисти­чес­ким об­ра­зом.

Иде­аль­ный отец

Учас­тие «Хо­роше­го вре­мени» в ос­новном кон­курсе Канн­ско­го фес­ти­валя при­нес­ло брать­ям ми­ровую из­вес­тность и поз­во­лило прис­ту­пить к дол­гождан­ным съ­ём­кам «Не­ог­ра­нён­ных ал­ма­зов». Раз­ра­баты­вав­ший­ся уже де­сять лет сце­нарий был сно­ва пе­рера­ботан и за­нимал уже око­ло 160 стра­ниц. На глав­ную роль рас­смат­ри­вались Джо­на Хилл, Са­ша Ба­рон Ко­эн и да­же Хар­ви Кей­тель, од­на­ко пос­ле ус­пе­ха «Хо­роше­го вре­мени», ког­да Мар­тин Скор­се­зе на пол­ном серь­ёзе взял­ся за сво­их «нас­ледни­ков», Сэн­длер был прив­ле­чён в про­ект, по­лучив­ший со­лид­ное фи­нан­си­рова­ние (Рис. 14). Пов­ли­яла и нас­той­чи­вость ре­жис­сё­ров, ко­торые ви­дели толь­ко Ада­ма в глав­ной ро­ли, с детс­тва не­раз­рывно ас­со­ци­иро­вав его с «па­толо­гичес­ким па­поч­кой». Мес­то пос­то­ян­но­го опе­рато­ра Сэф­ди Шо­на Прай­са У­иль­ям­са за­нял мас­ти­тый Да­ри­ус Хон­джи («Пляж» (2000), «Пол­ночь в Па­риже» (2011), «Лю­бовь» (2012)), с ко­торым братья ус­пе­ли по­рабо­тать над кли­пом Jay-Z "Marcy me".

Ис­то­рия тор­говца брил­ли­ан­та­ми, азар­тно­го Хо­вар­да Рат­не­ра (Адам Сэн­длер), ос­но­вана на вос­по­мина­ни­ях об от­це брать­ев. Уни­вер­саль­ную ис­то­рию о плен­ни­ке ка­пита­лис­ти­чес­ко­го об­щес­тва, оши­боч­но по­лага­ющем, что су­щес­тву­ют за­коно­мер­ности, ко­торые воз­можно осед­лать, не хо­чет­ся на­зывать opus magnum ре­жис­сё­ров, ко­торым не ис­полни­лось со­рока лет. Но так по­лучи­лось, что «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы» соб­ра­ли все прош­лые на­работ­ки в еди­ную эс­те­тику. Сно­ва эк­сцентрич­ность, сно­ва раз­вод (по сло­вам брать­ев, они да­же не пом­нят сво­их ро­дите­лей вмес­те) и прос­то зна­комый с детс­тва Адам Сэн­длер, сыг­равший од­ну из са­мых сво­их за­поми­на­ющих­ся ро­лей. Его Хо­вард Рат­нер боль­ше дру­гих ге­ро­ев Сэф­ди об­ре­чён на со­пере­жива­ние: его не­казис­тость на­поми­на­ет Лен­ни из «Схо­ди за роз­ма­рином», а вы­сокие став­ки и уро­вень нап­ря­жения вто­рят судь­бе Кон­ни («Хо­рошее вре­мя»).

Вы­зыва­ющее са­молю­бие усу­губ­ля­ет по­ложе­ние и де­ла­ет жер­твой об­сто­ятель­ств. При этом Хо­вард от­нюдь не пло­хой че­ловек, ско­рее — Ка­зано­ва эмо­ци­ональ­но­го ин­теллек­та, не спо­соб­ный дол­го сдер­жи­вать се­бя обе­щани­ями. Он пы­та­ет­ся вер­нуть семью и про­водит вре­мя с деть­ми. Он тот же Лен­ни, толь­ко ушед­ший даль­ше — в мир боль­ших де­нег, где вмес­то де­тей кол­лекто­ры, ко­торые уже са­ми шлё­па­ют Хо­вар­да, как не­пос­лушно­го ре­бён­ка. При­вязан­ность к иг­ре ока­зыва­ет­ся силь­нее чувс­тва от­ветс­твен­ности пе­ред людь­ми.

Ис­черпы­ва­ющим пор­тре­том юве­лира братья про­ща­ют­ся с фи­гурой от­ца и, ве­ро­ят­но, с пе­ри­одом ста­нов­ле­ния как боль­ших ре­жис­сё­ров. Ес­ли в «Хо­рошем вре­мени» мар­ги­наль­ный ге­рой Кон­ни опа­сал­ся бюд­жетни­ков —вах­тё­ров, клер­ков, убор­щи­ков, — то в «Не­ог­раннён­ных ал­ма­зах», слов­но тер­ра­ри­ум, ши­пит и шур­шит сам дух ка­пита­лиз­ма Нью-Й­ор­ка, от эмиг­рант­ских кор­ней и ре­лиги­оз­ных ле­калов до пок­ло­нения ми­ру ве­щей. Сно­ва ак­ку­мули­ру­ют­ся ули­ца и одер­жи­мые, ноч­ная жизнь че­реду­ет­ся с ут­ренни­ками, но в этот раз ге­рой Сэн­дле­ра яв­ля­ет­ся до­минан­той, что ве­дёт сю­жет. Вок­руг не­го ге­нери­ру­ют­ся чувс­тва пре­вос­ходс­тва и без­на­казан­ности, ко­торые ока­зыва­ют­ся ил­лю­зи­ей.

По сло­вам ре­жис­сё­ров, бы­ло стрем­ле­ние соз­дать мак­си­маль­но кон­цен­три­рован­но­го пер­со­нажа, ко­торый од­новре­мен­но спо­собен мгно­вен­но от­тол­кнуть от се­бя и тут же рас­крыть­ся по-но­вому, за­цепив зри­теля. Для это­го на ге­роя Сэн­дле­ра на­ведён мак­си­маль­ный фо­кус, рас­ка­чива­ющий зри­теля на эмо­ци­ональ­ных ка­челях. Не­ог­ра­нён­ный ал­маз — кра­сота, ко­торую сто­ит ис­кать глу­боко внут­ри и ко­торая сим­во­лизи­ру­ет са­му жизнь Хо­вар­да, да и весь ки­нема­тог­раф брать­ев. В нем нет глу­боких идей к раз­мышле­нию, по­тому что нет вре­мени раз­мышлять — кра­сота в са­мом рит­ме и де­талях, ис­ти­ну ищи­те в мо­мен­те.

Рис. 14. Адам Сэн­длер и братья Сэф­ди на съ­ём­ках филь­ма «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы»
Рис. 14. Адам Сэн­длер и братья Сэф­ди на съ­ём­ках филь­ма «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы»

Ес­тес­твен­но, не обош­лось без аг­рессив­ной эк­спан­сии ре­аль­нос­ти. Са­мо­уве­рен­ный Хо­вард чувс­тву­ет сла­бость и рев­ность — ког­да ви­дит, как его лю­бов­ни­ца Джу­лия (Джу­лия Фокс) встре­ча­ет­ся в клу­бе с рэ­пером Weekend, ко­торый, как из­вес­тно мно­гим, ка­надец с эфи­оп­ски­ми кор­ня­ми. Хо­вард чувс­тву­ет опас­ность пе­ред бо­лее со­вер­шенным су­щес­твом, чем он, и срав­ни­ва­ет его под­созна­тель­но с за­казан­ным из той же Эфи­опии ве­лико­леп­ным опа­лом. Эта и­езу­ит­ская связь пе­реда­ет аб­сур­дность нев­ро­зов ка­пита­лис­ти­чес­ко­го Ва­вило­на и яв­ля­ет­ся при­мером то­го, как че­ловек в стрес­се ме­гапо­лиса сам соз­да­ёт свою мат­ри­цу. Дру­гой иг­ра­ющий са­мого се­бя — бас­кетбо­лист «Бос­тон Сел­тикс» Ке­вин Гар­нетт — так­же схо­дит с ума от дра­гоцен­но­го кам­ня. Сце­на в юве­лир­ном ма­гази­не поч­ти про­бива­ет чет­вёртую сте­ну: ат­мосфе­ра ут­ренне­го бе­зумия под­хва­чена нас­коль­ко тон­ко, буд­то зри­тель сам толь­ко прос­нулся и вы­шел на ра­боту, су­дорож­но обыс­ки­вая офис в по­ис­ках ко­фе (Рис. 15).

Рис. 15. Кадр из филь­ма «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы»
Рис. 15. Кадр из филь­ма «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы»

Эпи­лог

Как час­то шу­тят Сэф­ди, «Не­ог­ра­нён­ные ал­ма­зы» счи­та­ют­ся их пер­вым филь­мом, и мно­гие удив­ля­ют­ся, ког­да слы­шат, что братья с се­реди­ны двух­ты­сяч­ных сни­ма­ют ки­но. Так по­лучи­лось, что вмес­те со зри­телем пер­вых трёх пол­но­мет­ражных филь­мов (и од­ним до­кумен­таль­ным «Лен­ни Кук» (2013)) ав­то­ры дви­гались на­ощупь. Нес­мотря на проб­ле­мы фи­нан­си­рова­ния «Не­ог­ра­нён­ных ал­ма­зов» в 2010, братья не об­ви­вали по­роги сту­дий в по­ис­ках вы­год­но­го ком­мерчес­ко­го пред­ло­жения. Они бра­ли са­мое цен­ное, что есть — вос­по­мина­ния и наб­лю­дения внут­ри сво­его кон­тек­ста; они бол­та­ли в ки­но о сво­ём. Ра­бота с пер­со­нажа­ми, ко­торых зна­ешь лич­но, как в слу­чае с Ари­эль, за­меня­ет кур­сы по сце­нар­но­му мас­терс­тву или ки­нош­ко­лу, ес­ли ис­крен­не хо­теть сде­лать силь­ный про­ект. Они не эк­ра­низи­рова­ли чу­жие сце­нарии и под­верга­лись кри­тике за от­сутс­твие глу­бины, но, как мы го­вори­ли, вре­мени на это нет. Ищут ли смыс­ло­вые слои в суб­куль­ту­рах, ко­торые сти­хий­но за­рож­да­ют­ся? По­чему ста­новят­ся куль­то­выми дви­жения или от­дель­ные пес­ни? По­чему так ва­жен 2007? По­чему сняв­ший­ся в двух филь­мах Сэф­ди ре­пер Necro так по­пуля­рен в Рос­сии и Брон­ксе, но не нас­толь­ко — в Ев­ро­пе? Ки­нема­тог­раф Сэф­ди на­ходит­ся где-то по­сере­дине.

Буд­то сра­жа­ясь с те­ат­раль­ностью ле­топис­цев Нью-Й­ор­ка Ву­ди Ал­ле­на и Скор­се­зе, Сэф­ди выс­тра­ива­ют уп­равля­емый ха­ос, где па­радок­саль­ные ис­то­рии по­дыто­жива­ют пов­седнев­ный мир, су­щес­тву­ющий вок­руг каж­до­го, кто зна­ет ис­то­ки сво­его рай­она и не бо­ит­ся заг­ля­нуть в гла­за от­талки­ва­ющим пер­со­нажам с ули­цы. Бы­ва­ют наб­лю­дате­ли, ко­торые ви­дели не са­мые при­ят­ные си­ту­ации. Они не хо­тят их пе­режи­вать за­ново, но ти­хо гор­дятся, что есть ко­му их рас­ска­зать и есть что вспом­нить. Братья Сэф­ди не вры­вались в ин­дус­трию, а рас­ши­рили зна­комый мир внут­ри од­но­го из глав­ных ме­гапо­лисов ми­ра и сде­лали его дос­тупным и сис­темным. По­казав это зри­телю, они по­пут­но при­вели за ру­ки жи­вых сви­дете­лей этих ис­то­рий, по­мог­ли им в жиз­ни и до­каза­ли, что в этих ис­то­ри­ях нет прив­ле­катель­но­го флё­ра и ком­мерчес­ких прик­ра­сов. Та­кой под­ход ок­ру­жа­ет твор­чес­тво а­урой, ко­торая со вре­менем прев­ра­ща­ет про­из­ве­дения в куль­то­вые. Их ки­нема­тог­раф ба­лан­си­ру­ет на гра­ни ир­ра­ци­ональ­ной го­род­ской ле­ген­ды и до­кумен­та. Эти ис­то­рии буд­то са­ми се­бя при­ук­ра­шива­ют, за­тем раз­венчи­вая жес­то­кой прав­дой жиз­ни. Они ви­та­ют в под­ва­лах, сту­ди­ях и мо­гут быть рас­ска­заны по-дру­гому на ла­воч­ке за бу­тыл­кой пи­ва лю­бым без­дель­ни­ком, — как «хо­рошее вре­мя», ко­торое, сла­ва бо­гу, прош­лое.

Не за го­рами пе­реда­ча Мар­ти­ном Скор­се­зе ста­туса ле­топис­ца «злых улиц». В мае 2020 го­да Elara зак­лю­чили пред­ва­ритель­ное двух­летнее сог­ла­шение с HBO (first-look deal), сог­ласно ко­торо­му сер­вис по­луча­ет пра­во уви­деть пер­вые драф­ты но­вого сце­нария брать­ев, де­тали ко­торо­го по­ка не­из­вес­тны, рань­ше дру­гих. Про­дюси­рова­ни­ем лю­бого про­ек­та Сэф­ди с HBO бу­дет за­нимать­ся не­безыз­вес­тная сту­дия A24, ра­ботав­шая с ни­ми на­чиная с «Хо­роше­го вре­мени» и вы­пус­тившая мно­жес­тво хи­тов но­вого аме­рикан­ско­го ки­но: «Лун­ный свет» (2016), «Ре­ин­карна­ция» (2018), «Сол­нцес­то­яние» (2019),  «Ма­як» (2019), «Про­щание» (2019). Так и од­нажды про­жив­шие свои ле­ген­ды в Мос­кве пой­мут, ка­кую шка­тул­ку они на­копи­ли, и сот­рут гра­ницы меж­ду твор­ческой и обы­ватель­ской сре­дой. Раз­бе­рут­ся в со­быти­ях и пой­мут, что мир обя­зан уви­деть имен­но их ба­лаган. Дос­та­точ­но толь­ко к сю­жету по­доб­рать не­об­хо­димые ре­лик­вии.

Изоб­ра­жения: Deadline, IMDb, Zimbio, скрин­шо­ты ука­зан­ных филь­мов