Лейтенант Рассел Чандлер-младший был летчиком военно-транспортного самолета С-47 "Дуглас" (Douglas C-47 Skytrain) и принимал участие в высадке 82-й воздушно-десантной дивизии США в 1944 году над городом Сент-Мер-Эглиз. Позже он занимался снабжением войск в Европе и участвовал в операции "Маркет-Гарден" во время которой был сбит. Летчики из частей материально-технического обеспечения не получили такого признания, как летчики-истребители, но тем не менее, несли высокие потери.
"Строй из невооруженных самолетов длиной в сотни миль опускался ниже 300 метров и двигался со скоростью 150 км/час. Каждый немец в этом районе стреляет в нас. Мы были как сидящие на глади воды утки, и нашей единственной защитой была темнота и божья помощь".
Дальнейшее повествование будет в формате интервью, которое ветеран давал журналиу "Aviation History" в 2004 году:
Журналист: когда вы завербовались в авиакорпус Армии США?
Рассел Чендлер: Я поступил на военную службу в 1940 году в возрасте 21 года. Позже я проходил подготовку на авиабазе "Максвелл" в Монтгомери, штат Алабама.
Журналист: куда вас направили после окончания обучения?
Рассел Чендлер: попутно я учился на фотографа. Мое первое назначение было в 44-ю бомбардировочную эскадрилью. Мы базировались на аэродроме "Франс" рядом с Панамским каналом. Там мы занимались фотографированием местности для дальнейшего создания карт.
Журналист: вы завербовались до того, как Соединенные Штаты вступили в войну?
Рассел Чендлер: Правильно. Четверо друзей, включая моего сводного брата (Ролан Джель, который в последствии дослужился до звания полковника), вызвались добровольцами. Наша бравада взяла верх, и мы подписали контракт. Мы надеялись, что раннее поступление даст нам возможность успеть до начала войны поступить в летную школу. Кроме того, нам обещали, что мы сможем служить все вместе, но это оказалось неправдой.
Журналист: мы не знаем о каких либо боевых действиях в Центральной Америке в то время. Вам когда-нибудь приходилось вступать?
Рассел Чендлер: Кроме того, что я служил фотографом, я был еще и пулеметчиком на самолете. В то время мы летали на Douglas B-18 Bolo, модифицированных для противолодочной борьбы. С началом войны нас перевели на базу "Аткинсон" в Британской Гвиане. Мы были в значительной степени изолированы от военных действий и в основном патрулировали вблизи нефтяных танкеров, выходящих из Венесуэлы.
Однажды один В-18 нашей группы смог потопить немецкую подводную лодку U-654. Это произошло 2 августа 1942 года. В ответ на это другая подводная лодка ответила, потопив наше судно снабжения в гавани Джорджтауна. Наш экипаж впервые поучаствовал в боевых действиях, когда мы разбомбили и потопили немецкий корабль.
Журналист: Расскажите о летной школе.
Рассел Чендлер: полет был моей детской мечтой. В начале 1943 года я сдал квалификационные экзамены и был принят в летную школу. Пройдя начальную базовую и продвинутую подготовку военных летчиков. В октябре 1943 года началась моя карьера как летчика. Меня направили на базу в Остин, штат Техас, где я проходил курсы на самолётах С-47 "Дуглас".
Журналист: Как вы переправляли самолеты в Англию?
Рассел Чендлер: было два основных судоходных маршрута: короткий северный маршрут через Новую Шотландию, Исландию, Гренландию и затем Англию. Нам достался более длинный южный маршрут. Я вместе со вторым пилотом перегоняли наш С-47 в Майами. Сначала мы полетели в Пуэрто-Рико, потом на Тринидад, затем на мою старую базу в Британской Гвиане, далее в Ресифи в Бразилии. Далее был долгий перелет до острова Вознесения посреди Атлантики, потом до Фритауна, Сьерра-Леоне, затем до Марракеша и только потом в Англию.
Журналист: Насколько я знаю, немцы пытались ликвидировать этот маршрут?
Рассел Чендлер: остров Вознесение очень маленький, всего 29 квадратных километров. Во время войны он служил в качестве заправочной станции для самолетов, которые совершали южный перелет. США построили там взлетно-посадочную полосу, и за время войны ее посетили более 25 000 самолетов. В полете мы ориентировались по радиомаяку на острове, и если самолет сбивался с курса, то он неизбежно падал в океан. Немцы повторили сигнал маяка и включали его со своих подводных лодок. Так мы потеряли несколько самолетов.
Журналист: Вы перевозили какой-нибудь груз во время этого перелета?
Рассел Чендлер: Только четыре ящика Кентуккийского бурбона, который я купил в Пуэрто-Рико, чтобы перепродать в Англии.
Журналист: с разумной надбавкой, верно?
Рассел Чендлер: конечно. Я купил бутылку за 1,50 доллара, а в Англии они стоили 25. Небольшая контрабанда всегда была приемлемой частью военных перевозок. Просто нужно быть осторожным в этом вопросе.
Журналист: вы переправили свой С-47 более чем на 19 000 км?
Рассел Чендлер: это звучит правдоподобно. При средней крейсерской скорости около 260 км/час мы провели в воздухе немногим более 70 часов.
Журналист: Расскажите о последнем отрезке пути из Марракеша в Англию.
Рассел Чендлер: Мы должны были вылететь почти сразу, но у берегов Испании установилась плохая погода, и нам пришлось провести несколько дней в Марракеше. Это начало создавать проблему логистики, так как самолеты начали заполонять все взлетное поле. Через несколько дней мы, наконец, двинулись дальше.
Тогда произошел один интересный момент. Я стоял в очереди, чтобы получить разрешение на вылет от координатора полетов. Один летчик В-17, стоя передо мной, объяснял офицеру, что должен отложить свой полет, потому что одна из его орудийных башен заклинила. Полковник службы аэродрома указал на меня и сказал:
- Видите этот Кольт 45-го калибра на поясе у того человека?
- Да, сэр, - ответил лейтенант.
Тогда полковник крикнул:
- Это вся огневая мощь его самолета. Убери отсюда свою чертову задницу!
Журналист: У вас были какие-нибудь проблемы с поездкой в Англию?
Рассел Чендлер: В этом перелете мы были предоставлены сами себе. У нас не было поддержки истребителей. Виражируя между слоями облаков, на высоте около 2500 метров над Бискайским заливом, я заметил двухмоторный истребитель Ме-110. Он был в нескольких километрах от моего правого борта. Я думаю, что он ждал таких как мы. Но к счастью, густые облака были хорошим укрытием, и я поднял самолет выше их уровня. Мы летели так какое то время, но потом стали замерзать и снизились ниже уровня облаков. Наш преследователь все еще был там. Однако вскоре он исчез. Видимо у него заканчивалось топливо, и он отстал, не совершив ни единого выстрела.
Журналист: Так Вы не воспользовался своим 45-м калибром?
Рассел Чендлер: совершенно верно. Мы продолжили путь и добрались до места назначения.
Журналист: А где это было ваше место назначения?
Рассел Чендлер: Мы были приписаны к 316-й авианосной группе. Она дислоцировалась в Коттесморе, Ноттингем.
Журналист: чем вы занимались три месяца до высадки в Нормандии?Рассел Чендлер: В основном тренировки. С акцентом на полеты в больших формированиях, которые мы будем использовать в день высадки. Мы совершили несколько ночных вылетов над Францией, сбросив разведывательный персонал и припасы для сил сопротивления. Я участвовал в четырех таких миссиях.
Журналист: вы помните какие-нибудь крупные инциденты тех месяцев?
Рассел Чендлер: когда задействовано так много личного состава и самолетов, всегда будут несчастные случаи. Однажды, когда наша группа летела строем, наш головной самолет внезапно стал набирать высоту и столкнулся с самолетом из строя над нами. Этот самолет перевозил командира группы, капеллана и высокопоставленных офицеров. Мы летели сквозь пламя и обломки.
Журналист: что вы думаете о самолете С-47?
Рассел Чендлер: я считаю С-47 очень прочным и надежным самолетом. Уверен, что они и сегодня еще летают. Они принимали на себя огромной количество попаданий, летали с оторванными тягами и приземлялись без шасси. Они выполнили миссию, для которой были предназначены.
Журналист: расскажите о Высадке в Нормандии.
Рассел Чендлер: Для нас это началось накануне вечером. Мы подготовили самолеты ко взлету и ждали команды. В 10:30 вечера мы взлетели. Около полутора часов понадобилось для формирования строя и один час полета до высадки. Мы пересекли Ла-Манш на высоте около 150 метров и поднялись до 450, когда достигли Нормандских островов. Я сбросил 27 десантников 82-й воздушно-десантной дивизии в районе южнее городка Сент-Мер-Эглиз. Мы вернулись на следующее утро, чтобы сбросить припасы и оборудование, а вечером отбуксировали планеры.
Журналист: объясните, как выглядел строй самолетов в тот день.
Рассел Чендлер: Для 82-й воздушно-десантной дивизии было выделено более 430 самолетов в очень плотном строю, практически крыло к крылу и на многие мили вперед. Всего в тот день было использовано 2000 самолетов С-47. Я считаю, что фильм HBO - "Band of Brothers" изобразил всё довольно точно.
Журналист: включая и сбитые в небе самолеты?
Рассел Чендлер: к сожалению, да. Попадая под удар тяжелых зенитных орудий самолет бросало на метры в стороны. Было тяжело смотреть, как твой ведомый получает такое попадание. А главное, что не было никакой возможности противодействовать этому. Мы просто летели вперед. Из моей группы, состоявшей из 27 человек, мы потеряли семерых в первый день.
Журналист: расскажите нам подробнее про утро в день высадки.
Рассел Чендлер: очень рискованно сбрасывать ночью такое большое количество людей. Расчет был на внезапность, которая могла позволить нам закрепиться на побережье. В тот день мы соблюдали полное радиомолчание. Единственными навигационными помощниками были синие огни на крыльях и фюзеляже. Головной самолет каждой группы из 45 бортов летел по радиомаяку, который включили разведчики на берегу. Их забросили накануне ночью.
Журналист: какие были погодные условия?
Рассел Чендлер: Было облачно и очень темно. Когда мы достигли берегов Франции, в небе висела пелена из облаков. Из-за этого некоторые эскадрильи потеряли визуальный контакт со своим лидером и рассеялись. Насколько я понимаю, десантники были разбросаны по всему берегу. Но наше группе удалось сохранить курс и выйти к правильной точке высадки.
Журналист: расскажите нам об зенитном обстреле.
Рассел Чендлер: как только мы пересекли побережье, немцы открыли огонь из всего, что могли. Я сомневаюсь, что есть хоть один самолет, не пострадавший в тот день. Устрашающий фейерверк. В наш самолет попало несколько снарядов, и некоторые десантники получили ранения. Я помню одного десантника, сержанта, который получил несколько осколков в ногу. По всем правилам он должен был остаться на борту и вернуться с нами.
Вместо этого он сказал: Я прыгаю, тут слишком опасно!
Журналист: на какой высоте они прыгали?
Рассел Чендлер: около 180 метров десантники довольно быстро оказывались на земле.
Журналист: чего Вы больше всего боялись?
Рассел Чендлер: дружественного огня. После высадки десанта мы нарушили строй, и начинался путь домой. Самое безопасное место было у поверхности воды. Мы пролетали над союзным крейсером и видели, как по нам открывали огонь. Потом я так и не опознал это судно. Эта встреча напоминала мне об инциденте, когда американский флот сбил почти 50 наших С-47, которые возвращались из зоны высадки на Сицилии 10 июля 1943 года. Я не участвовал в той высадке, но ребята из моего подразделения были там и рассказывали, что 30% самолетов были уничтожены дружественным огнем. Это усиливало наше беспокойство.
Журналист: Вы участвовали в других десантных операциях?
Рассел Чендлер: Да, мы продолжали снабжать партизан в тылу, а так же наша эскадрилья сбросила 101-ю воздушно-десантную дивизию во время операции "Маркет-Гарден". Я пополнял запасы наших войск в Эйндховене 18 сентября 1944 года и был сбит наземным огнем во время обратного полета. Мы летели над Бельгией на высоте 250 метров, и когда мы пересекли линию деревьев, по нам открыла огонь батарея немецких 88-мм зенитных орудий. В отличие от дня высадки, мы летели днем, что делало нас "законной целью". Один снаряд пробил кабину и выбил половину руля, а другой двигатель правого борта. С одним мотором и на такой высоте далеко не улетишь. Мы пролетели пару сотем метров и упали в поле, остановившись менее чем в 100 метрах от немецкого госпиталя.
Журналист: так вы были в тылу врага?
Рассел Чендлер: К счастью, фронт был плохо очерчен, а бои шли повсеместно. Очевидно, немцы в этом госпитале были брошены на произвол судьбы. Они даже вышли и отнесли меня в больницу.
Журналист: все ли на вашем самолете выжили?
Рассел Чендлер: К счастью, да. Мою левую ногу зажало рулем, и второй пилот помогал немецким солдатам вытащить меня. Где-то через 10 минут после того, как мы покинули самолет, он загорелся и взорвался.
Журналист: за это вас наградили медалью?
Рассел Чендлер: Правильно. Но я предпочел бы ей беспосадочный перелет из Эйндховена обратно в Англию. Каждый летчик моего подразделении заслуживал этой награды.
Журналист: ранение стало концом вашей службы?
ассел Чендлер: Да, моя лодыжка была сильно повреждена. Сначала меня доставили в Англию и позже посадили на госпитальный корабль и отправили домой. По милости Божьей я сегодня здесь, а многие из моих друзей - нет. Мне до сих пор трудно это вспоминать.
Другая, не менее интересная история.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!