Итак, короткий (7 мин), но важный рождественский дайджест того, что вы пропустили в прошедшем году в сфере наступления эры умных очков. Или не пропустили. Но не свели воедино, и еще не готовитесь, как ваш покорный слуга, к важнейшему массовому девайсу десятилетия. А он же вот-вот объявится, наконец, и, скорее всего, изменит человеческие привычки, правила игры и даже инфраструктуру.
На сегодня фаворитом гонки, как ни странно, выступает не самый известный бренд Vuzix (которым владеет Intel), сразу с несколькими моделями плотно вошедший в нишу индустриального применения. Есть у них новая, нацеленная на широкий потребительский рынок модель (см. пост от 11 декабря), а на ближайшем CES, через четыре дня, они представят еще одну: в медиа именующуюся NGSG (Next generation smart glasses).
Круто выступил Epson с несколькими крайне удачными индустриальными кейсами своих Moverio. Они тоже по большей части применяются в индустрии, но сложно представить, что с таким удачным и компактным форм-фактором эти очки не будут участвовать в борьбе за гордое звание киллер-девайса. Мне помимо прочего нравится их слоган "The future is heads up, hands free".
Другой немецкий гигант Bosch предложил еще более компактное решение, которое они готовы поставлять производителям очков. Девайс размером с булавку для галстука монтируется на дужку и, в теории, может позволить огромному количеству производителей очков выпускать HDM (head mounted display) на основе немецкого оборудования. Зная, что например, половина автомобилей мира используют коробочные решения этой компании для установки ABS, ESP и прочей высокотехнологичной безопасности, можно предположить что и в этой затее Bosch преуспеет. В январе прошлого года они презентовали Light Drive в Штатах, а в этом январе, по слухам, презентуют там же уже готовые интеграции в устройства сторонних производителей.
Восток, понятно не дремлет тоже. Китайская Oppo, взамен своей громоздкой модели, напоминающей Hololens, представила компактные очки. Компания обещает, что "тест-драйверы" получат их в наступившем году и будут поражены легкостью девайса.Китайцы с Тайваня Jorjin, в дополнение к компактным J-Slim, анонсировали что-то внешне очень похожее на Epson (J-Reality) и выступили с заявлением, что этим они готовятся к наступлению 2021: "Года умных очков". Из других малоизвестных доселе имен стоит обратить внимание на корейские Nreal Light, тоже уже поступившие в массовую продажу. Их, кстати, тут же позвали к себе немцы, в частности Vodafone Германия, получившая в стране лицензию на развитие 5G и мечтающая поработить немецкий рынок "А-очками", как они, вроде бы решили их назвать.
Никуда не делись и предыдущие титаны, участвующие в битве за AR. И Hololens от Майкрософт и MagicLeap от одноименной конторы, хоть и провалили выход на потребительский рынок, но отлично себя чувствуют, применяются корпорациями и заводами, врачами и военными. С последними особенно удачно складывается у MS - помимо поставок для американских армии и флота они сотрудничают и с британцами и с израильтянами — стоит немного мотануть ленту сообщества назад, кажется только за декабрь новости об этом попадались трижды.
Google тоже не отступает. Оставив Glasses индустрии он пытается попасть в массовый сектор, инкорпорировав (точнее с потрохами купив) молодого, но многообещающего производителя очков North.
В этом же году Гугл работал и над софтом. Анонсировал метод NeRF, который по сути поможет создать карту реального мира за счет других подключенных к гуглу девайсов и его алгоритмов ИИ и машинного обучения. И, невозможно не отметить, запустил AR-объекты выдающиеся прямо в поиске (начало эпохи, юзернейм).
Другие софтвейрные корпорации, включившиеся в гонку: Facebook, Snap и Niantic.
Фейсбук действует по-хипстерски. Подписали стратегическое соглашение с производителем очков, причем первейшим: Luxottica, бренд которой RayBan вы не можете не знать. Готовят презентацию проекта Orion, и уже презентовали ему "внутреннего конкурента" — проект Aria. Пытаются Марк забить и идеологическую поляну вовсю нанимая к себе в компанию идеологов IoS (Internet of Sences (ср. IoT)). Из софтвейрных приобретений следует отметить покупку фейсбуком компании Scape technologies, занимающейся сканированием городов с сантиметровой точностью.
Похожее приобретение сделал Niantic. Они купили 6D.ai фирму и технологию, специализирующуюся на сканировании реального мира. По сути именно авторы Pokemon Go становятся главными идеологами концепции AR-Cloud (облака дополнений) или "Зеркального мира" — то есть цифрового слоя с очень точным и семантически проиндексированным описанием реального мира (фактически, оцифрованной реальностью). Для того, чтобы человек в AR-очках не упал на рельсы или не зашёл на стройку, все соотвествующие объекты должны быть картографированы должным образом, а именно этим Niantic со своими покемонами де-факто и занимался.
Но основные ожидания по прежнему возлагаются широкой публикой на Apple. К этому есть все основания. В мае монстр приобрел одного из софтвейрных законодателей NextVR. Другой большой игрок с похожим названием Nextech AR объявил, что весь свой софт разрабатывает с поддержкой 3D-формата USDZ, раньше экслюзивно применявшегося коллабом Apple-Pixar. В августе яблочники купили производителя проекционных стекол Akonia. В июне опубликовали свой новый патент на адаптивные линзы для девайсов, т.е. такие, которые предоставят возможность пользоваться MR-девайсами людям с недостаточно острым зрением без дополнительной коррекции. Еще несколько патентов (см. группу по тегам) тоже дают почву для ожиданий: яблочный выход будет фееричен.
В кремниевой долине рассказывают, что существуют два девайса в разработке, известные сейчас под названиями проектов N301 and N421. Презентация первого из них (в нем заявлен дисплей сверхвысокого разрешения, способный "отображать объекты с четкостью неотличимой от объектов реального мира") намечена на 2021, а начало производства и продаж — на 2022. Второй собираются запустить годом позже, это, судя по слухам, именно что привычные на вид очки, просто очки (not).
"I’ve seen them. They’re sleek as hell", — написал в Твиттере один из основных медийных "кротов" в Эппле, Джон Проссер в мае 2020. Проссер также сообщил, что в очках нет камеры, а вот лидар — есть.
Помимо купленной Akonia по заказу Apple уже производит линзы компания Foxconn. Есть слухи, что где-то в Китае подготовлен и конвейер сборочной линии.
Да, да, закругляюсь уже. Хотя необходимо сказать еще о двух важных участниках скачки. В многочисленных исследованиях и докладах аналитики соревнуются в попытках назвать рыночные цифры рынка AR (Самая часто цитируемая, от PwC — 24 млрд. долларов к 2030 суммарные обороты отрасли). Поэтому на подножку отъезжающего трамвая еще есть желающие встать.
Snap де-факто лидер по применению дополненной реальности благодаря своим "фильтрам" и "маскам", наиболее активно использующимся именно на их платформах, так еще к тому же имеет в производстве и продаже очки Spectacles. Они мало того, что уже два года на рынке, и популярны, они еще и, согласно заявлению компании, используются для 3D сканирования реального мира (стереокамера, действительно наблюдается пока только у них) и получения бигдаты. Кроме того Snap потратил $3,5 млн. на учреждение фонда AR Creator Fund, и проведение фестиваля Lens (https://www.youtube.com/watch?v=6byMZlHV2aY), который должен задать стандарты и идеи для следующей стадии развития AR. Так что этих ребят из гонки никто не исключает .
И, напоследок — "футурологи". Mojo, компания производящая контактные линзы с AR проекцией. В этом году они получили поддержку NASA и подписали к сотрудничеству крупнейшего японского производителя собственно контактных линз.
Воу-воу-воу. Что-то будет!
P.S. Ссылки, если нужно дам в комментах, запрашивайте. Пересылку или перепост вашим интересующимся читателям и коллегам — приветствую категорически.