Сохранить жизнь людям и предупредить распространение чумы стараются герои одноименного сценария.
В произведения писателей всегда врывается проза жизни. В опубликованном в книге сценарии «Чума» аналогии с ковидной эпидемией прослеживаются опосредованно. Но главная идея – сохранить жизнь сограждан во что бы то ни стало - присутствует. Несмотря на то, что сценарий был написан 40 лет назад, и действие происходит во времена «с сильным оттенком военного коммунизма», сценарий заставляет нас серьезно поразмышлять над действительностью, а не только носить маски и мыть руки с особым смыслом.
Особо любознательные могут знать многочисленные факты о «черной смерти», которая унесла в 14 веке треть населения. Меры принимались жесткие, но болезнь была быстрее. Из летописи Пскова известно, что князь велел улицу Петровскую, где явилась чума, запереть с обоих сторон. Но город это не спасло. Как и другие города Европы, где веками стоят памятники жертвам страшной болезни.
Людмила Улицкая предлагает свой «литературный образ» борьбы с эпидемией. Мы тоже каждый день ходим рядом с ковидом и имеем собственный опыт. Остается сравнить и сделать выводы. Лично для себя.
Клятва Гиппократу и совести
По сценарию микробиолог из противочумного института в Саратове Рудольф Майер был срочно вызван в Москву для доклада на коллегии Наркомздрава о ходе разработки новой вакцины от всех известных штаммов чумы. Несмотря на значимость научного открытия, ему жестко намекают, что дело не терпит отлагательства. Это еще один шаг к полной победе коммунизма во всем мире. Иначе нельзя.
Но ни сам Майер, ни члены коллегии не знают, что чума уже пришла. Ученый по неосторожности сам заразился самой тяжелой - легочной формой чумы. Его изолируют первым с подозрением на воспаление легких. Врач в больнице ставит страшный диагноз по клинике и объявляет карантин, изолировавшись вместе с пациентом.
Доктор Сорин, удивительной силы духа человек, быстро принимает экстренные меры. К сожалению, он умирает вместе со своими пациентами, оставаясь на посту служения медицине и людям до конца.
Наверное, героями в патовой ситуации нужно назвать всех героев сценария, в том числе военных. Совсем мальчишки стоят в оцеплении при охране больниц и города в целом, беспрекословно выполняя задание. Четко действуют органы безопасности. За считанные часы и дни находят всех контактировавших с Майером и доставляют на Соколиную Гору в инфекционную больницу.
Судьбы и время
Человеческие судьбы, которые проходят перед нами, представляют картину сталинского времени. Страх ареста сидит в каждом. Они хорошо знают, что собрать, когда за тобой пришли. Даже самые высокопоставленные управленцы. Один пытается бежать. Другой успевает без вины застрелиться, третий безропотно открывает дверь и прощается с семьей навсегда. Бывший герой готов заранее во всем признаться, но его опережает жена- стукачка.
Да, коммунизм без предательства себя и других получается не построить. Перед смертью и …арестом все оказываются равны – и высокопоставленные члены Коллегии, и парикмахер из гостиницы, и пассажиры поезда, идущего из глубинки.
История повторяется по спирали. Бессильный страх и сегодня разъедает наши души. И это не только страх перед пандемией коварного вируса. Это страх "непротивления злу", когда разрушаются честь и достоинство человека. Оскудение нравственного потенциала - самая страшная болезнь века. Влияет ли сталинское прошлое страны на настоящее? Однозначно влияет, и не только на настоящее, но и на будущее. Предупреждение автора книги надо услышать, принять и очиститься.
«После прожитой жизни человека остается его текст – как свидетельство личного присутствия на этой прекрасной и временами очень страшной земле», - пишет писатель в обращении к нам, читателям. И сразу поднимает бурю сомнений. Если бы всем героям «Чумы» было дано оставить личный текст о пережитом событии, представляете, какая бы получилась история? Какая она получается у нас, когда миллионы блогеров сегодня пишут о пандемии, как говорится, ничтоже сумняшеся. И чем закончится это испытание тела и духа для человечества? Мнения могут разделиться. Кардинально.
Прямая речь Людмилы Улицкой:
«Реальность ускользает. Все острее чувствуется граница, и вдруг мы обнаруживаем, как важны детали личного прошлого, как много было всего дано – и радостей, и страданий, и знания. Великий театр жизни, в котором главное, что остается, - текст. Я занимаюсь текстами. Что из них существенно, а что нет, покажет время».
Призываю читателей канала внимательно прочитать все тексты «Бумажного театра». Это стоящая проза, как всегда.