Найти тему

Основы психотипологии. Кратко о психологических функциях, предварительные итоги

Это тезисы по основам Правильной психотипологии, здесь собраны базовые вещи для нетерпеливых.

1. Основу научной психотипологии здоровых людей заложил швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг.
Хочешь что-то понять в психологии обычного человека - используй методологию Юнга. Но с коррективами.

2. К.Г. Юнг предложил описывать психологию человека при помощи понятий:
- "психологическая установка": экстраверсия, интроверсия;
- "психологическая функция": рациональная (мышление или эмоции), иррациональная (ощущение или интуиция).

3. Юнг уделил больше места психологической установке (экстраверсии и интроверсии), но ключевое значение для понимания психики имеют психологические функции.
Проблема, однако, в том, что твердого основания для выделения и описания сути психологических функций Юнг не нашел.
Это привело к тому, что психотипология Юнга осталась непонятой и непринятой большинством психологов.

4. Соционика, придуманная нашей советской соотечественницей А. Аугустинавичюте на базе психотипологии К. Г. Юнга, и мыслившаяся ею как развитие его идей, на самом деле была и остается занятной интеллектуальной игрой, не более.
А. Аугустинавичюте не смогла решить проблему оснований и правильного развернутого описания психологических функций. Зато на основе весьма спорного и упрощенного понимания сути психологических функций создала теорию интертипных отношений.
Понятно, что, не имея правильного теоретического основания для описания психологических типов, нельзя нормально и полноценно описать отношения этих типов.
К счастью, в своих работах А. Аугустинавичюте руководствовалась не столько своими теоретическими построениями, сколько теорией Юнга и интуитивным осмыслением своих собственных наблюдений. Именно это привело к тому, что соционическое направление психотипологии сохраняет некоторое значение.

5. Главная ошибка психотипологии Юнга и соционики Аугустинавичюте - в понимании природы психологических функций.
Юнг не стал искать физиологическую базу этих функций. Все ощущения, с помощью которых человек связан с миром, Юнг свалил в психологическую функцию ощущения.
Из-за этого его дальнейшие рассуждения о наследственных структурах психики приобрели несколько абстрактный, и даже фантастический характер. Именно таким кажется его учение об архетипах.
Аугустинавичюте продолжила эту умозрительную, фантастическую традицию описания психологических функций.
Время, пространство, этика, логика - категории философские, спекулятивные.
Двигатель внутреннего сгорания и его работа - довольно занятная, но скорее, смешная аналогия для психики человека.
Аугустинавичюте привнесла в понимание реальных психологических функций, обоснованно названных Юнгом мышлением, эмоциями, ощущением, интуицией, множество ненужных и прямо ошибочных дополнений.
Интуиция - это, конечно, не время, ощущение - не пространство, мышление не всегда логично, а эмоции довольно часто, даже преимущественно, не этичны.

6. Если не заниматься отвлеченным фантазированием и не использовать неподобающих, редукционистских аналогий, то как быть?
Ответ простой: искать базу психологических функций в том, что принадлежит непосредственно человеку и доступно нашему наблюдению.
Это приводит нас к единственному возможному предположению - каждая из 4 (на самом деле из 8 и даже 16) психологических функций связана с определенными органами чувств и корковыми зонами головного мозга.
Органы чувств - входные каналы информации для нервной системы и психики.
Корковые зоны головного мозга - надстройка, существующая для обработки и преобразования информации тех или иных органов чувств.

7. Есть 5 традиционно выделяемых органов чувств, известных нам еще по школьной программе:
1) осязание (кожная, или тактильная, чувствительность);
2) слух (аудиальное чувство);
3) зрение (визуальное чувство);
4) вкус;
5) обоняние (нюх).
Еще выделяется двигательный анализатор.
Я бы добавил еще речевой (речепонятийный) анализатор. Всего получится 7.
6) двигательное (моторное) чувство;
7) речевое (понятийное) чувство.
Именно эти органы чувств и информация, получаемая с их помощью, определяют работу мозга и психики человека.

8. Связь функций, чувств и органов чувств такова:
Психологическая функция мышления (логики) связана с осязанием и двигательным чувством, работает с тактильно-двигательной информацией. Мыслящие типы - тактильно-двигательные.
Функция эмоций (этики) связана со слухом, оперирует аудиальными сигналами - звуками, выражающими жизненно важные аспекты ситуации. В этом смысле значение речи для аудиала вторично, смысл имеет интонация. Аудиалы ориентируются не на то, что человек говорит, а на то, как. Эмоциональные типы - аудиалы.
Функция ощущения (сенсорики) связана со зрением и вкусом, работает с визуальной и вкусовой информацией. Ощущающие типы - визуалы и вкусовики.
Функция интуиции связана с обонянием и речью, работает с запахами и понятиями языка. Интуиты ориентируются по запахам и речевым значениям (понятиям), это обонятели и лингвалы.

9. Чувствительность обеспечивается органами чувств и работой корковых зон головного мозга. Психологическое реагирование на окружающее - это уже работа корковых центров.
Физиологи выделяют:
1) первичные проекционные зоны коры, ответственные за работу рецепторов;
2) вторичные проекционные зоны коры, которые обеспечивают восприятие, то есть осмысление объекта в процессе непосредственного взаимодействия с ним (если я держу в руках яблоко, то я понимаю, что это именно яблоко, благодаря способности восприятия);
3) третичные, ассоциативные корковые зоны, в которых проходит интеллектуальная деятельность, то есть оперирование неким отвлеченным, идеализированным, теоретизированным представлением об объекте нашего внимания (именно ассоциативные зоны дают возможность не съесть яблоко или выбросить его за ненадобностью, а положить его в корзину, отнести и сохранить в специально построенном помещении на будущее).

10. Вторичные и третичные корковые зоны - физиологическая основа того, что Юнг назвал психологической установкой, экстраверсией-интроверсией.
Вторичные проекционные зоны коры головного мозга, обслуживающие наше непосредственное взаимодействие с объектами внешнего мира и позволяющие формировать восприятия, обеспечивают существование экстравертных психологических функций (мышления, эмоций, ощущений и интуиции).
Ассоциативные зоны коры головного мозга, связанные с обработкой сохраненных отвлеченных, теоретических образов внешнего мира, являются основой интровертных психологических функций (мышления, эмоций, ощущений, интуиции).

11. Экстраверты - практики, оперирующие конкретной информацией, данной в ощущениях и упакованной в восприятия. Они ориентированы на реальный мир и прямое взаимодействие с ним.
Интроверты - теоретики, использующие отвлеченную, сохраненную благодаря памяти информацию, закрепленную в представлениях. Они ориентированы на свои знания о мире, их контакт с миром всегда имеет опосредствованный характер.
Однако следует помнить, что когда мы говорим о том или ином типе как экстравертном или интровертном, мы упрощаем. Психологический тип даже при самом поверхностном рассмотрении это всегда две функции, одна из которых экстравертна, а другая - интровертна.

12. Наконец, мы знаем, что у человека есть два полушария коры головного мозга, и корковые зоны, связанные с органами чувств, представлены в каждом.
У Юнга и Аугустинавичюте мы имеем два парных комплекса для каждой функции:
- интуиция и мышление или интуиция и эмоции;
- ощущение и мышление или ощущение и эмоции;
-мышление и интуиция или мышление и ощущение;
- эмоции и интуиция или эмоции и ощущение.
Я предполагаю, что в каждом подобном случае мы имеем дело не с одной, а двумя функциями, левополушарной и правополушарной.
У типа появляется еще одно измерение - полушарное.
Полушарность головного мозга не связана ни с оппозицией рациональность-иррациональность, ни с противоположностью экстраверсия-интроверсия.

13. Полушарность задает:
1) разные связи корковых зон и соответствующих им психологических функций;
2) вследствие этого - разные последовательности психической переработки информации.
Как мы помним, от функции к функции, от одного коркового центра к другому передается не информация, а возбуждение.
Передача возбуждения с центра на центр, последовательность активации психологических функций, в левом полушарии (если взять в качестве исходной точки мышление, или работу тактильно-двигательной зоны) происходит так:
1) левополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны левого полушария коры головного мозга) - 2) левополушарная интуиция (обонятельная и речепонятийная зоны ЛП КГМ) - 3) левополушарные эмоции (аудиальная зона ЛП КГМ) - 4) левополушарное ощущение (вкусовая и визуальная зоны ЛП КГМ) - 1)левополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ЛП КГМ).
Передача возбуждение с центра на центр, последовательность активации психологических функций, в правом полушарии:
1) правополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ПП КГМ) - 2) правополушарное ощущение (вкусовая и визуальная зоны ПП КГМ) - 3) правополушарные эмоции (аудиальная зона ПП КГМ) - 4) правополушарная интуиция (обонятельная и речепонятийная зоны ПП КГМ) - 1) правополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ПП КГМ).

14. Эта связь корковых зон и психологических функций, кстати, объясняет, почему левое полушарие считается специализированным на речи, а правое - на пространственной ориентации.
Человек - существо деятельностное. Он развивается и проводит жизнь, обучаясь деятельности и осуществляя деятельность. Более того, всю жизнь он проводит как деятель - ставит цели, ищет средства и утверждается в качестве деятеля.
Как известно, с левым полушарием связана правая сторона, с правым - левая.
В большинстве своем люди праворуки. Действия правой руки контролируются левым полушарием.
Действия правой руки - это активное целенаправленное манипулирование предметами, тактильно-двигательная активность. Именно такая деятельность стимулирует речепонятийную активность. Человек называет и определяет процесс взаимодействия с предметом (труда) и его результаты, вырабатывает понятия, создает речевой аналог физического мира, вовлеченного в его деятельность.
В общем, да, человека говорящего создал труд! А человек в процессе труда променял нюх на речь!
Левая рука сравнительно пассивна, она не творит, она помогает.
Поэтому в правом полушарии тактильно-двигательная активность левой половины тела и левой руки связана не с речью, а с визуальной зоной. Достаточно просто видеть предмет в ряду других предметов, не более.
Зато если правая рука разбирает, анализирует предмет, то левая рука его использует.
В левом полушарии манипуляция предметами приводит к их называнию и языковому определению, к их речевому осмыслению.
Вот вам и аналитическая работа левого полушария.
В правом полушарии, напротив, предмет, подвергаемый манипуляциям, просто визуально фиксируется в ряду других предметов и оценивается с точки зрения общей возможной пользы и выгоды.
Вот вам и пространственное ориентирование и целостное восприятие.

15. Так мы получаем все 16 психологических функций Юнга - Аугустинавичюте.

Шаг первый. Берем четыре типа функций:
1) мышление (тактильно-двигательная активность),
2) эмоции (аудиальная активность),
3) интуиция (обонятельная и рече-понятийная активность),
4) ощущение (вкусовая и визуальная активность).

Шаг второй. Экстравертная/интровертная психологическая установка, т.е. локализация процесса во вторичной коре ГМ (экстраверсия) и третичной, ассоциативной коре ГМ (интроверсия) умножает их на два, получается 8.
Экстравертные (вторичная проекционная кора ГМ):
- мышление (тактильно-двигательные восприятия), - эмоции (аудиальные восприятия),
- интуиция (обонятельные и речепонятийные восприятия),
- ощущение (вкусовые и визуальные восприятия);
Интровертные (третичная ассоциативная кора ГМ):
- мышление (тактильно-двигательные представления),
- эмоции (аудиальные представления) ,
- интуиция (обонятельные и речепонятийные представления),
- ощущение (вкусовые и визуальные представления).

Шаг третий. Локализация корковой зоны в левом или правом полушарии позволяет умножить получившиеся ранее 8 функций на два еще раз, получается 16:
1) левополушарное экстравертное мышление (формирует ЛП тактильно-двигательные восприятия),
2) левополушарная экстравертная интуиция (формирует ЛП обонятельные и речепонятийные восприятия),
3) левополушарные экстравертные эмоции (формируют ЛП аудиальные восприятия),
4) левополушарное экстравертное ощущение (формирует ЛП вкусовые и визуальные восприятия),
5) левополушарное интровертное мышление (ЛП тактильно-двигательные представления),
6) левополушарная интровертная интуиция (ЛП обонятельные и речепонятийные представления),
7) левополушарные интровертные эмоции (ЛП аудиальные представления),
8) левополушарное интровертное ощущение (ЛП вкусовые и визуальные представления),
9) правополушарное экстравертное мышление (ПП тактильно-двигательные восприятия),
10) правополушарное экстравертное ощущение (ПП вкусовые и визуальные восприятия),
11) правополушарные экстравертные эмоции (ПП аудиальные восприятия),
12) правополушарная экстравертная интуиция (ПП обонятельные и речепонятийные восприятия),
13) правополушарное интровертное мышление (ПП тактильно-двигательные представления),
14) правополушарное интровертное ощущение (ПП вкусовые и визуальные представления),
15) правополушарные интровертные эмоции (ПП аудиальные представления),
16) правополушарная интровертная интуиция (ПП обонятельные и речепонятийные представления).

16. Для работы психики важны не только сами функции, важны их связи. В разных полушариях они разные.
Две главные психические функции каждого психотипа находятся в разных полушариях, это обеспечивает работу мозга как единого целого.
Например, у Дон Кихота 2-х функциональное обозначение-описание будет выглядеть так: правополушарная экстравертная интуиция и левополушарное интровертное мышление; они формируют ПП (правополушарные) речепонятийные и обонятельные восприятия и ЛП (левополушарные) тактильно-двигательные представления.
Соответственно, к значкам психологических функций следует всегда добавлять буквы Л или П, обозначающие их полушарие.

На моем сайте http://psychotypology.vg-saveliev.ru информации больше, но он пока не пополняется, публиковать новые статьи буду здесь.