« Смысл всей нашей политики – это сбережение людей. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей в том числе семьи» (Из Послания В.В. Путина Федеральному собранию 01.12.2016 г.)
«У нас должна быть обратная связь с людьми. Но не такая: выслушали человека, приняли решение, отписались, и на этом все закончилось — нет. Ведь чрезмерная бюрократия создает преграду между обществом и государством, которая должна быть преодолена. В этом я вижу роль прокуратуры как органа надведомственного надзора.» - (Генпрокурор Игорь Краснов о том, как, надзирая за законностью, помогать гражданам в своем первом интервью газете «Коммерсант» (https://www.kommersant.ru/doc/4483665).)
ОБРАЩЕНИЕ
Всех нас, таких разных объединила общая беда. Мы учились, работали, создавали семьи, строили карьеру, жили, любили, отдыхали, честно исправно платили налоги и не подозревали, какие чудовищные преступления мы финансируем своими налогами, пока в наши дома не постучалась беда в лице «правоохранительной» системы. До этого никогда, не имея конфликтов с законом, мы не понаслышке узнали, что такое фальсификация уголовных дел, пытки, каково быть заложником в СИЗО, и каково быть обреченным на реальный срок, даже если ты ни в чём не повинен. Мы считали, что в полиции работают честные порядочные люди, готовые прийти на помощь в случае беды. Теперь понимаем, как мы были наивны. Сегодня мы точно знаем, что полиции нужно бояться, всячески избегать контактов с сотрудниками полиции. Это полиция стряпает ложные уголовные дела на невиновных граждан. Следствие не способно и не проявляет желания расследовать преступления, а просто идёт по линии фальсификации уголовных дел.
Широкое распространение получила порочная практика обвинения и осуждения на основе формулировки не имеющей под собой никакой юридической и законодательной основы. По сути присказки: «при неустановленных обстоятельствах, в неустановленное время, у неустановленного лица и в неустановленном месте...»
Из одного уголовного дела в другое, из приговора в приговор кочует эта удобная и излюбленная следователями, прокурорами и судьями формулировка.
Это означает, что фактически лицо обвиняется в преступлении, объективная сторона которого не установлена. А ведь в соответствии с ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в частности, событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления). Подобная позиция следствия фактически является нарушением презумпции невиновности. Что же мешает следствию, прокуратуре и суду просто исполнять УПК РФ?
Следователи получают свои премии и погоны на вымышленных уголовных
делах и искалеченных человеческих судьбах в то время, как настоящие преступники наслаждаются свободой и совершают новые преступления. Прокуратура, как надзорный орган, этому никак не препятствует, скорее, поддерживает, зная, что и суд сопротивляться не станет - удивительное единство и взаимопонимание структур, именуемых «правоохранительными», против закона и элементарных конституционных прав.
О судебной системе нужно сказать особо. Судья – должностное лицо, которому Конституцией и законом доверено распоряжаться самым дорогим, что есть у человека – его судьбой, жизнью. Все федеральные судьи назначаются Президентом, они «независимы», «самостоятельны», неприкосновенны и освобождены от уголовной ответственности. В насквозь коррумпированном обществе, в каковом мы живём сегодня, у судей самые привилегированные условия творить произвол и не нести ответственности за содеянное. Вынести решение на основе сфальсифицированных доказательствах это стало нормой! И такое решение практически не возможно оспорить.
«Следователь, необоснованно привлекающий человека к уголовной ответственности; прокурор, утвердивший незаконное обвинительное заключение; судья, вынесший несправедливый приговор, – чаще всего законы нарушаются ими не по незнанию и неразумению, а вполне сознательно. На просторах правосудия приходится встречать тех, для кого привлечение к уголовной ответственности первого попавшегося, независимо от того, виноват он или нет, — привычный механический процесс. И издевательски тут выглядят статьи Конституции РФ о чести и достоинстве человека, да и не только отдельные статьи — вся вторая глава Конституции РФ о правах человека превращается в издевку»
Об этом говорил Юрий Костанов выдающийся российский юрист, председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Адвокатское партнерство», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ в своей статье в Новой газете№ 94 от 29 августа 2018 г.
Российские суды в 2017 году оправдали 1,6 тыс. человек — втрое меньше, чем в 2013 году. Доля оправданий упала до 0,2%, в настоящее время приближается к нулю.
На все жалобы по неправосудным приговорам со всех инстанций один ответ – «судьи самостоятельные, независимые». И судьи, на самом деле, независимые от законов и от совести, чести. Судебный произвол это норма, а справедливое решение-исключение из правил. Часть1 ст.17 УПК постулирует: "Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью". Но понятия "внутренние убеждения" и "совесть" не определены в УПК РФ. То что решение суда "может быть обжаловано" в другой суд или вышестоящую инстанцию, нисколько не гарантирует гражданину "судебную защиту его прав". Если мы имеем право пожаловаться, а нам имеют право отказать в объективном разбирательстве, то это наше право совсем ничего не стоит.
Ст.49 Конституции РФ:
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою не виновность.
3 Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Но в настоящее время, эта статья Конституции РФ нарушается в судах наиболее часто. Почему же суды столь сильно отклоняются от закона? Неясность и неопределенность законов и наличие противоречий между ними; закрытость судебной и правоохранительной системы в целом от конструктивной критики и аудита их решений сторонней организацией; наличие системы поощрения следователей, прокуроров и судей за обвинительные приговоры. Все эти причины приводят к тому, что судья, в конечном счете, фактически никогда не утруждает себя обоснованием своих решений: просто отбрасывает все доказательства со стороны защиты, которые не подтверждают его версию; предположения превращаются у него сказочным образом в достоверные факты, а все доводы защиты рассматриваются как "попытка уйти от ответственности". Судья по факту, делает все, чтобы ограничить права подсудимого на защиту.
Человек, пострадавший от не правосудного решения судьи, оказывается в замкнутом круге – он никак не может доказать неправосудность, поскольку приговор суда вступил в силу и никто не желает разбираться, как и почему этот приговор возник. Судья всегда может сказать в свое оправдание, что руководствовался совестью и внутренним убеждением, реально это приводит к повальному отсутствию каких-либо доказательств позиции суда. Чаще всего вместо доказательства судьями используется фраза: «Суд установил, что данное возражение защиты не нашло своего подтверждения». И эта фраза ни разу не сопровождалась обоснованием, почему же конкретно данное возражение суд отринул (хотя и подтверждение то было!). То есть, на любой аргумент адвокат, обвиняемый могут законно получить ответ судьи: «я так считаю», и на этом вопрос исчерпан. Апелляционная судебная инстанция по сути превратилась в рудимент так как ничего не решает, а просто подтверждает приговор. Высший суд в дело, решенное в первой инстанции, тоже не вникает.
А наши дети, братья, сестры, мужья и мы сами попадем в зону риска. Нами «правоохранительная» система «раскрывает» уголовные преступления, это наши родственники составляют те самые 30% невинно осужденных! Вдумайтесь, за этой сухой цифрой тысячи искалеченных судеб! Об этом известно буквально всем, включая генерального прокурора. Однако такая ситуация власть не беспокоит, судя по многочисленным абсурдным отпискам и безразличию к судьбам людей, молодежи. Своим бездействием надзорные органы, а суды своими «заказными», но никак не правосудными приговорами поддерживают должностные преступления, развязывают преступникам руки, поощряют их на новые преступления. Сегодня вся эта «правоохранительная» сеть, под лозунгом борьбы с коррупцией по приказу президента взялась отлавливать взяточников и взяткодателей, однако коррупция – это не только взятки, это сами правоохранительные органы, судьи, нарушающие законы, участвующие в преступных деяниях против прав человека, против невиновных граждан, поощряющие противозаконные действия сотрудников полиции, следствия, прокуратуры. Эта сфера коррупции остаётся без внимания в органах власти и «правопорядка», наоборот, она устойчиво развивается и укрепляется. Фальсификации, подбросы, подставы, провокации – рутинная практика, позволяющая им выполнять «план». Фальсификация уголовных дел, документов и подтасовка фактов достигла чудовищных масштабов.
Пытки это не просто частный вопиющий случай, это повсеместная практика. Электрошок, избиения, изнасилования стали привычным методом получения нужных показаний. Не пора ли положить конец всем этим бесчинствам в правоохранительной и судебной системах? Есть в России власть или нет? Куда и какими словами обращаться россиянам за соблюдением законов и своих конституционных прав на свободу и правосудие?
На основании всего изложенного требуем:
- Прежде всего, обеспечить исполнение требований Конституции РФ, УПК РФ и иных законов всеми прокурорами, которые осуществляют надзор за следствием и выносят обвинительные заключения по уголовным делам.
- В порядке надзора пересмотреть все уголовные дела за последние 10 лет на предмет соответствия принимаемых по ним решениям требованиям Конституции РФ, УПК РФ и иным законам.
- Признать право на реабилитацию за всеми, кто был неправомерно осужден за деяния, которые не совершал, включая и тех лиц, чья виновность была установлена в совершении менее тяжких преступлений, а также возместить им имущественный и моральный вред.
- Лишить статуса судьи тех лиц, что вынесли не правосудный приговор или иное судебное решение, а также рассмотреть вопрос о привлечении по ст. 305 УК РФ бывших судей к уголовной ответственности за вынесение заведомо не правосудных приговора, решения или иного судебного акта.
- Прекратить порочную практику следствия и судов осуждения вопреки требованиям статьи 73 УПК РФ.
- Рассмотреть вопрос о запрете получать статус судьи бывшим работникам прокуратуры, МВД и аппарата суда. Судьями должны становиться лица, обладающие не только юридической квалификацией, понимающие и уважающие частные интересы, но и прошедшие годичную стажировку в ведущем ВУЗе, который подготовит их к исполнению обязанностей судьи. Лица, претендующие на должность федерального судьи, должны иметь опыт работы адвокатом или мировым судьей не менее 5 лет.
- Приостанавливать судебное разбирательство по делу в случае заявления судье об отводе до принятия решения по заявленному отводу.
- Запретить судьям самим рассматривать заявления об их отводе. Только председательствующий суда, либо квалификационная коллегия судей должна рассматривать заявление об отводе судьи.
- Бездействие квалификационных коллегий по обращениям граждан на судебный произвол рассматривать как самостоятельное должностное преступление.
- В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов создать специализированные административные суды, в компетенцию которых должно войти исключительно рассмотрение дел, вытекающих из административных и иных публичных взаимоотношений. Эти суды должны быть организационно обособлены от остальных судов соответствующих ветвей, т.е. обладать собственными высшими инстанциями (Верховный административный суд), субординацией, обособленным аппаратом, помещениями и иным имуществом.
- Создания рабочих групп в компетентных органах для анализа уголовных дел приведенных в списке подписавших обращение на предмет фальсификаций, подлогов, провокаций правоохранительными органами и на предмет соблюдения судами при рассмотрении этих дел принципа состязательности, равноправия сторон, соблюдения судами прав подсудимых в целях представления незаконно и невинно осужденным реальной возможности пересмотра этих дел.
Приложение: Список участников ООД «За правосудие, правопорядок и свободу» подписавших обращение с указанием номеров уголовных, либо административных дел или иных судебных решений подлежащих пересмотру в порядке надзора ввиду допущенных нарушений требованиям Конституции РФ, УПК РФ и иным законам при рассмотрении этих дел в судах РФ. Список подписавших открытое обращение
Общероссийское общественное движение по созданию народной партии «За правосудие, правопорядок и свободу»
22 декабря 2020 года