Страданий в жизни нельзя избежать. Это показывает и опыт обычных людей, и святых подвижников.
«Земная жизнь есть юдоль страданий» - замечает преп. Исаак Сирин.
Пытаясь всячески избежать страданий человек:
- лишает себя правильного духовного и жизненного развития,
- уходит от мира реальности в мир иллюзий, где нет страданий, но нет развития, возмужания и настоящей жизни,
- порождает куда большие страдания, чем те, которых стремится избежать.
Потому, стоит мудро принимать те страдания, которые выпадают в жизни, которые нельзя обойти, а важно пройти. Но не просто так, не страданий ради, а во благо, как спасительные от Бога.
Парадоксально, но благодарить за них Бога. И исследовать, какое благо в них открывает Бог. К чему они выпали и почему.
Вот, что интересное пишет святитель Феофан Затворник в своей работе: «Три слова о несении креста».
Самыми большими крестами в жизни человеческой святитель Феофан называет - внешние кресты, кресты самого бытия, земной жизни, ее страдания. Это горе, беды, потери, разочарования, которыми устлана любая человеческая жизнь. Будь то царя или обычного человека. То одному человеку даются страдания, а другому радость, то наоборот.
Стоит принимать такие полосы в жизни с разумением и благодарить.
«То, что не убивает нас – делает сильнее».
Внешние скорби укрепляют духовно, если мы стараемся разуметь все правильно, широко, по Богу. Не из себя, своего горя, а из вне, шире и объемней, глазами Бога. Так подчеркивает святитель Феофан.
Но есть и другая сторона страданий, которой святитель уделяет куда большее внимание.
Есть другой крест у людей – внутренний. Это страсти. Они есть у каждого, в разной мере и пропорции, но в каждой душе.
Страсть привязывает к себе, уродует человеческий характер, делает поведение худым, вредит миру с окружающими, создает трудности в жизни.
По отношению к страстям, нашим поработителям, и выделяются святым Феофаном два вида страданий - губительное и спасительное:
- Потакание страстям, наслаждение, а потом - падение, долгое страдание от последствий потакания страстям.
- Не потакание, сопротивление, страдание от отказа от них, от борьбы с ними, от трудностей этой борьбы. Но исцеление, уменьшение страданий, радость, созидание и увеличение духовных сил.
Здесь вопрос выбора самого разумного человека:
- Насладиться страстью и долго страдать потом, укоренить страсти и иметь их последствия.
- Или пострадать немного, преодолевая, вырывая их, сопротивляясь им, но, одолев, с Божьей помощью, научиться распознавать их, управлять ими и радоваться потом.
Но есть один очень и очень положительный момент:
если человек выбирает противодействовать страстям, учиться управлять ими, и просит в этом, именно в этом, святой и крепкой помощи Бога, то Бог ее подает щедро.