Знаете, в жизни есть вещи, которые связаны с какими-то событиями, ситуациями, которые врезаются в память настолько, что когда в руки или в поле зрения попадает эта вещь, то перед глазами сразу всплывает картинка из прошлого, полная ощущений, запахов и эмоций. Вот и сегодня, разбирая книжный шкаф, мне на глаза попала такая «вещь» - книга. И сразу перед глазами появилась она…
Ситуация произошла несколько лет назад. На дворе декабрь месяц, выходной день… Погода ясная, воздух морозный, в небе кружатся потрясающе красивые снежинки. Погода просто выманивает из дома. Усидеть невозможно. Недолго думая, мы собрались и отправились в путешествие по зимнему городу. Сначала немного погуляли, потом заглянули в торговый центр, на одном из этажей которого располагалась детская игровая комната. Дети часа полтора поиграли в комнате, потом, естественно, проголодались. Конечно же, мы зашли ненадолго в кафе поесть пиццу. Время пролетело незаметно. Все в прекрасном настроении, дети довольные, мы тоже. Собрались домой, когда уже смеркалось...
Спускаясь по эскалатору, нечаянно заметила необычную женщину (старушкой не поворачивается язык ее назвать), стоящую возле выхода. Что-то привлекло меня в ней, зацепило мой взгляд. Это была очень пожилая женщина, интеллигентная, статная, со вкусом одетая (конечно же, вся одежда была далеко не современной), что-то аристократическое читалось в ее облике. На сто процентов уверена, что она очень высокообразованная и в молодости была потрясающе красивая. Даже в своем почтенном возрасте она сохранила стройную фигуру, абсолютно ровную спину, лебединую шею и гордый, проникновенный взгляд. Не знаю почему, но она мне напомнила героиню романа В.А. Каверина «Два капитана», Нину Капитоновну – бабушку Кати Татариновой…
Двери без конца открываются и закрываются, люди входят и выходят, не замечая ее. Вместе с ними в помещение залетают снежинки, сильно пахнет морозом и свежей выпечкой. А она стоит возле дверей, глядя, куда-то вдаль, погруженная в свои мысли, взгляд очень печальный, но гордый, и в руках держит несколько книг. Старых книг, изданных в стране, которой уже нет… И, тут я понимаю, что она их продает. Понимаете?! Продает!!! КНИГИ!!!
При входе в этот торговый центр всегда пасутся цыгане, приставая к каждому прохожему и выпрашивая денег, а она просто стоит. Нет, не просит милостыню, а стоит с абсолютно прямой спиной, держит книги и, наверное, надеется, что кто-нибудь заинтересуется ими…
В этот момент, я непроизвольно сжимаю руку мужа. Он немного близорук и не понимает куда я смотрю, но видит моё состояние и начинает нервничать. Я сбивчиво начинаю просить его подойти к этой женщине и дать денег. Просто дать денег. Понимаю, что если подойду сама, не выдержу и расплачусь…
Муж пошел к выходу, мы с детьми остались стоять в стороне от эскалатора. Издалека я продолжаю наблюдать за происходящим и пытаюсь понять, что происходит. Вижу, как муж подходит к женщине, здоровается, что-то спрашивает. Она, как будто даже вздрагивает от неожиданности, что-то отвечает ему. Потом муж берет у нее из рук сначала одну книгу, долго листает, потом берет вторую… Несколько минут стоит, внимательно изучая книгу, затем достает деньги из кармана, отдает ей, забирает книгу. Они о чем-то еще говорят, затем он прощается с ней и идет в нашу сторону.
Во мне начинает все кипеть внутри.
- Зачем????? Зачем ты взял книгу?! – нападаю я на него, как только он приблизился к нам.
Муж отвечает:
"Я не мог не взять. Я подошел к ней, поинтересовался стоимостью книг. Она ответила, что любая книга стоит 200 рублей. Я выбрал книгу по своим интересам и заплатил ей за книгу 500 рублей, сказав, что сдачи не нужно. Она пыталась мне дать на эту сумму вторую книгу, я еле убедил ее, что хочу именно эту, и хочу ее за 500 рублей. Понимаешь, я не мог ее оскорбить и просто дать ей денег."
У меня начинается истерика, слезы просто градом начинают катиться. Мы стоим в торговом центре, где каждую секунду проходят мимо люди, а я стою, реву и ничего не могу с собой поделать. Говорить не могу, злюсь на мужа. Дети не понимают, что случилось, ведь несколько минут назад, все было прекрасно…
- Понимаешь, - говорю, - а если эти несколько книг всё, что у неё есть, чтобы вынести их в трудной жизненной ситуации и попытаться продать?! Ведь видно же, что просто стоять и просить милостыню ей не позволит гордость!
Муж, в свою очередь отвечает:
"Ты подумай, на улице мороз, гололед, если никто не купит, то ей придется тащить эти книги обратно домой! Плюс, я не мог ее так унизить, просто дав подачку! Да, я заплатил немного больше, чем она просила, но заплатил за книгу, которая мне интересна! И я хотел, чтобы она была уверена, что я заинтересовался именно книгами, а не пожалел её! Она не такая, она не из тех, кто играет на людской жалости. Проявление жалости может обидеть и ранить ее, а я не хотел этого… Видно, что она действительно нуждается, раз переступила через себя и пришла сюда, поэтому я решил, что именно так будет правильно поступить."
Я продолжала стоять и реветь… Все эти аргументы мужа мне казались полной глупостью. Просто дать денег! Сколько можешь, но дать просто так! Видно же, что она нуждается в них! Просто дать и оставить ей её книги, чтобы у неё осталось что-то, что она могла вынести и продать в трудную минуту!
А двери все открывались и закрывались, люди проходили мимо неё, словно не замечая, что она там стоит, такая гордая и сильная, но проходя мимо нас, начинали с интересом пялиться, как я, взрослая, сильно беременная тетка, стою и реву, как маленькая беспомощная девочка…
В такси, всю дорогу домой, я проревела, обижалась и одновременно очень злилась на мужа. Муж пытался меня успокоить, сильно нервничал, боясь за мое состояние. Дети в панике смотрели на меня, пытаясь понять, почему я себя так веду. Дома, немного успокоившись, мы объяснили детям, что произошло, долго разговаривали с ними об этом…
А потом я еще долго сидела на диване и очень надеялась, что в этот самый вечер, в то самое время, когда она пришла и стояла с книгами, там - в торговом центре, нашлось много-много неравнодушных прохожих, которые все - таки увидели, поняли её, помогли деньгами, оставив ей её книги и её воспоминания, связанные с каждой из них, укрепив её веру в лучшее…