Давайте поговорим о Крещенских купаниях. Я считаю, что это не такая уж и плохая традиция. Я и сам купаюсь на Крещение, но не публично и так, чтобы успеть отдохнуть перед Литургией. Подобные купания – это такая народная, но благочестивая адаптация древнехристианской практики, когда крещение новоначальных христиан совершалось по ночам – тогда ведь христианство было гонимо. Сейчас у традиции, конечно, другой смысл и другое наполнение. Конечно, ничего магического в крещенской воде нет, и грехи она не смывает – для этого есть таинство покаяния, второго Крещения, как говорят святые отцы, и желания не исполняет. И ночное время, и холодная полынья – это условности, только символическая отсылка к тому событию, которое совершилось 2000 лет на реке Иордан. Нет, окунаясь в воду, я не становлюсь ближе ко Христу. К Нему меня приближает молитва, которую нужно обязательно нужно произнести, погружаясь в прорубь. По-моему, без нее вообще любое действие бессмысленно. Однако, когда я прохожу через этот ритуал, делаю это с МОЛИТВОЙ, я имею возможность задуматься о событиях жизни Спасителя, Иоанна Крестителя и сопоставить свою жизнь с евангельскими образцами.
Но чего я не люблю и не понимаю, так это когда из крещенских купаний делают массовый аттракцион. Молитва не терпит суеты, по-моему, погружение в воду не нуждается в постороннем шуме. У нас всю ночь на праздник гудят: откроешь окно на ночь, а над поселком казачий хор.
И самое для меня как для священника главное – вместо того, чтобы готовиться к приходу Спасителя, к тому, чтобы подражать Иоанну Крестителю, возвещавшему о пришествии Его Царства, мы вот таким своеобразным образом ведём себя разнузданно. Ну и, конечно, увы, из тех, кто на Крещение окунается в прорубь, очень мало кто приходит на праздничное богослужение. Это меня более всего печалит. Нет церковного праздника для верующего, если он не причащается святых Христовых Тайн. Впрочем, это закономерно. Если вместо молитвенной тишины – шум и гам, если вместо сосредоточенного размышления – веселье, откуда у человека взяться желанию участвовать в Литургии?