Сегодня мы посетим исторический памятник, датируемый XIV веком. Он расположен в 3 километрах к востоку от села Варна (Челябинская область), на берегу заросшего озера Большое Кесене. Мавзолей "Кесене" в переводе с тюркского означает «Надгробный дом», «Дворец усопших».
Комплекс Кесене состоит из кирпичного мавзолея высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. В конце советского периода вокруг башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это — древний некрополь эпохи раннего железного века, а башня построена гораздо позже.
В начале 80-х годов XX века здание мавзолея было восстановлено. К 1985 году реставрационные работы завершены, и оно выглядит как новенькое.
В народе этот мавзолей называют "Башней Тамерлана" и существует соответствующая легенда.
Монгольский полководец Тимур Тамерлан в конце XIV столетия обосновался в Самарканде. В то время он вел ожесточенные войны с остатками Золотой Орды. В одном из сражений с татарским ханом Тыхтамышем, Тамерлан разбил своего противника и пленил его сына. Пленник был необычайно смелым и храбрым джигитом. Кроме того, он отличался удивительной красотой. Доставленный в стан Тамерлана сын татарского хана, по обычаю того времени, был закован с цепь и посажен в глубокую яму. О пленном красавце узнала дочь Тамерлана. Она захотела увидеть пленника. Когда наступила ночь, она тихо приблизилась к яме. Увидев, она влюбилась в него. Воспользовавшись отъездом отца, подкупив стражу, влюбленные покинули стан Тамерлана, но вот перед всадниками показалась стена леса и они увидели перед собой голубое и тихое озеро.
Девушка помогла юноше, скованному цепями, сойти с коня. Помогла расковать цепи. Здесь они разбили шалаш и стали жить. Видя, что девушка грустит, юноша сказал: «Напиши письмо и я поеду к стану Тамерлана, заброшу со стрелой ему письмо».
- «Тебя могут схватить. Давай лучше я выпущу голубя с запиской, он полетит к шатру, там птицу поймают, прочтут письмо, и, отец не будет грустить».
Получив весть от дочери, отец был обрадован и взбешен. Тамерлан послал сотню лучших джигитов искать дочь.
На заре юноша отправлялся на охоту, приносил дичь, рыбу, ягоды. Однажды, возвращаясь из степи, юноша торопливо спрыгнул с коня: «Я слышу стук копыт» - бросил он тревожно.
А земля уже дрожала под копытами коней. Всадники Тимура приближались к Большому Кесене, со свистом рассекая воздух, опустилась пудовая палица на головы всадников. Воины бежали с поля боя, спасая себе жизнь и взывая о помощи.
Помощь пришла, еще сто воинов неслись на юношу. Но эти уже не пошли в бой, сломя голову, они остановились у леса и «сыпали» стрелами.
«Отдай нам дочь царя, и мы оставим тебя в покое» - кричали они, не трогаясь с места.
Снова началась битва и всадники Тамерлана падали на мокрую от крови землю. Совсем уже мало осталось воинов, но тут юноша увидел, что к нему несется, сгорая от ярости, Тамерлан. Что подумал в это мгновение юноша? Нет, не стремится сойтись в поединке с самим царем, не захотел стать убийцей отца своей жены и повернул коня.
Юноша прискакал к жене, она все поняла, схватила его за руку, и они побежали к озеру Большое Кесене. У воды они остановились на одну секунду. Прошло мгновение, и вода скрыла их. Потрясенный горем Тамерлан приказал построить на этом месте башню-мавзолей. Но по всей округе не было ни песка, ни камня, одни голые степи, да буйные леса.
По преданию, недалеко от города Троицка, на руке УЙ, нашли глину из которой стали делать кирпичи, глину месили на верблюжьем молоке и яйцах диких птиц.
И с того места, где делали кирпичи, Тамерлан цепочкой выстроил рабов и воинов, и они, из рук в руки, передавали кирпичи.
Таким образом, как гласит легенда, была построена Башня Тамерлана.
Возможно, красивые легенды к Тамерлану никакого отношения не имеют, но строение в степи действительно является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением.
В 1889 профессором Э. Ю. Петри внутри мавзолея были произведены раскопки склепа. Обнаружено женское погребение в лубке, перекрытое досками. В погребении найдены остатки шелковой ткани, два золотых перстня с арабесками и две серьги в виде знака вопроса. Подобные серьги имеют широкое распространение среди украшений кочевников и лесостепного населения. Начиная с XIVв данный тип шатровых мавзолеев весьма характере для архитектуры школы Хорезма и Хорасана. Традиция портальных мавзолеев зародилась в середины XIVв и просуществовала вплоть до XIX в. Наиболее близкими аналогиями мавзолея Кесене являются мавзолеи "Маджара" (Северный Кавказ), "Ирки-баба" (Туркменистан), "Бэндэбике" (Башкирия).