Найти тему
Религиоведение

Существует ли реинкарнация в буддизме?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Часто люди только начавшие изучать основы буддизма сталкиваются с такими темами как: Четыре благородных истины, Восьмеричный путь и реинкарнация. И сегодня, мне хочется поделиться теми нюансами, которые скрывает в себе "буддистская реинкарнация"

Иллюстрации взяты с сайта https://www.oum.ru/yoga/reinkarnatsiya/pererozhdenie-dushi/
Иллюстрации взяты с сайта https://www.oum.ru/yoga/reinkarnatsiya/pererozhdenie-dushi/

Для начала разберем, что такое Реинкарнация, и воспользуемся определением И. Н. Яблокова [2, c. 238]:

РЕИНКАРНАЦИЯ – странствие души, ее переселение из одного тела в другое.

Другими словами повторное воплощение индивидуального субстанционального простого и вечного "я", или души (атман) [1, c. 43]. И в этом моменте мы встречаем тот самый нюанс "буддийской реинкарнации", а именно доктрина "анатман". Прошу Вас не пугайтесь этого слова! Частица "ан-" указывает на отрицание, а "атман", как мы уже увидели, это душа ("я"), а значит доктрина "не-я", отсутствие души (понятие личности и "я" существует в буддизме, но имеет нюанс весьма существенный, о котором мы поговорим в следующей статье).

Иначе говоря, в доктрине "не-я" не существует отдельного вещества (субстанции), на которой, как в программирование, может быть записано твое "я" (личность), и которую можно было сохранить и передать другому существу.

Иллюстрации взяты с сайта https://www.oum.ru/yoga/reinkarnatsiya/pererozhdenie-dushi/
Иллюстрации взяты с сайта https://www.oum.ru/yoga/reinkarnatsiya/pererozhdenie-dushi/

И у нас возникает вопрос если нет души, то что перерождается? Парадоксально на этот вопрос ответил Е. А. Торчинов (известный китаевед и буддолог): "Ничто не перерождается и не переходит" [1, c. 51]. В подтверждении он приводит два пример (бильярд и калейдоскоп) [1, c. 52]:

Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность – пудгала), получающему, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности.
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым.
Иллюстрации взяты с сайта https://kaleidoscopecompany.com/gallery/
Иллюстрации взяты с сайта https://kaleidoscopecompany.com/gallery/

Таким образом, в понимание "буддийской реинкарнации" мы видим не перерождения (повторного воплощения) души, а передача энергии следующему существу, который является "кармическим приемником", то есть причинно связанного с ним. И поэтому буддологи называют этот процесс "циклическое существование" или "череда рождений и смертей".

Список литературы:

1. Введение в буддизм: лекции / Евгений Торчинов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 352 с. - (Азбука-классика. Non-Fiction). ISBN 978-5-389-12933-7

2. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2000. – 536 с. ISBN 5-8297-0060-3