Техники золотого шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладьевой валик, гладьевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».
В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.
Канитель
Прямое отношение к золотому шитью имеет выражение «тянуть канитель».
Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.
Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное.
Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,
поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.
На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.
Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре
металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разно красочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.
Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.
Центры
Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском
монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.
Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.
Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.
Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.