Строительство узкоколейной железной дороги от станции Антоновка в Ровенской области до станции Заречное было начато приблизительно в 1895 году. Работы начинались со станции Дубровицы, откуда шла другая узкоколейка до Лунинца.
Длина этой дороги сейчас составляет 106 км, ширина колее – 750 мм, скорость поезда по этой дороге – 26 км. Предназначение этой дороги было – вывоз древесины и торфа из болотистой местности, где единственным средством связи между разбросанными поселками, была эта дорога. Сейчас дорога используется, как единственный транспорт между селами.
До Первой Мировой войны и вплоть до 1939 года эта территория относилась к Польше, железная дорога активно развивалась, по ней бороздила польская техника. В период Великой Отечественной войны дорогу сначала повредили, а позже и совсем разрушили партизаны или фашисты.
Восстанавливать дорогу начали в 1946 году, а к 1948 году линия имела даже разветвления на запад и восток от основной дороги Антоновка-Хиночи. Из-за болотистой местности железнодорожные пути имели рельсовые треугольники, чтобы поезда могли расходиться. В 70-е годы паровозы заменили на тепловозы, старые пассажирские вагоны заменили на современные, построили новое дело. Дорога полностью была восстановлена от Владимирца до Заречного.
В день ходили два грузовых и два пассажирских поезда, перевозили консервы, продукты, лесоматериалы, нефтепродукты, в том числе и бензин, дизтопливо. На дороге курсировали шесть тепловозов, десятки вагонов и цистерн.
Но экономический кризис 90-х внес непоправимые изменения – пропала потребность в перевозке прежнего количества грузов, многие тепловозы пустили на металлолом, Полесскую дорогу даже хотели полностью закрыть.
Но жители отстояли ее – она была единственным стратегическим самым важным транспортным средством, связывающим районные центры. Поэтому дорога функционирует до сих пор, три раза в неделю по ней перевозят пассажиров, хотя является нерентабельной и «Укрзализныця» много раз хотела ее закрыть.
Жители Полесья многократно просили выделить средства и сделать большой туристический центр в районах.
Причем сохранился уникальный деревянный мост через реку Стыр, построенный еще в начале прошлого века, а также домики в районных городках, которые строили еще в 1903 году. Да и вообще стиль жизни сохраняется далеким от современного.
Активно используется гужевой транспорт, жители передвигаются на велосипедах. На самой железной дороге нет никакой автоматизации – все переключения делают вручную.
На станции Антоновка осуществляется пересадка пассажиров с широкой колеи на узкую, перегрузка из вагонов широкой в вагоны узкой колеи, расположен пункт технического обслуживания (ПТО) вагонов и локомотивов.
Дорога используется благодаря местным активистам – семье Мельников, которые прилагают всевозможные усилия не только для сохранения дороги. Они организовали частный музей узкоколейной техники во дворе своего дома и рядом со станцией Антоновка, где еще остались старинные узкие рельсы 1895 года.
Тепловозы, перевозящие составы, находятся в аварийном состоянии, бывали ситуации, когда поезд застревал на несколько суток в лесу, поэтому у проводника и машиниста всегда есть запас еды на несколько дней с собой обязательно для пассажиров. Альтернативы этому Полесскому трамваю нет – если поезд сломался и остановился, значит, люди вынуждены ждать помощи, жить в вагонах. В 2006 году благодаря финансовой поддержке спонсоров в Антоновку приехал новый тепловоз с новыми запчастями, что существенно изменило перевозки.
Если в вагонах собираются туристы, то проводник проводит экскурсию о прилегающих территориях, истории этих мест. стараясь таким образом развить туристическое направление.
А ведь еще и музей под открытым небом может привлекать туристов. Во дворе можно увидеть красный тепловоз ТУ-6 с простой механической передачей, что достаточно экономично и удобно было для эксплуатации.
Сохранилась и другая техника – старинная дрезина, которая использовалась для инспекторских поездок, ремонтных работ, для служебного персонала. Дрезину восстановили в первозданном виде.
Необычным экспонатом является кадка, которую наполняли углем на платформе. А потом краном перемещали в поезд. Много экспонатов сохранилось в пристанционном депо, где любые попавшиеся старинные запчасти восстанавливаются. Из техники интересен раритет - сварочный аппарат с генератором-преобразователем, который был изготовлен еще в 1942 году в Германии. Также можно увидеть снегоочиститель по дворе.
Сохранился редкий тепловоз ТУ-7 с гидравлической передачей, такой особенный тип с электроприводом, который обеспечивает плавность движения. .
Семья Мельников несколько лет проводят замечательный и красочный фестиваль «Янтарный путь», когда в течение трех дней проводятся выступления этно-коллективов, проводятся мастер-классы разных народных ремесел Полесского края, проводятся экскурсии-поездки на «кукушке», экскурсии по музею. Идей еще много у жителей.
Надеемся, что со временем появятся более комфортные вагоны как для зимних (с обогревом), так и для летних поездок (с кондиционером), обеспечить туристов питанием, причем на все это уже есть спрос, особенно у иностранных туристов. И тогда вместо убытков, узкоколейка сможет приносить прибыль.
Благодаря таким активистам и возможно развитие края, - у них пока это получается.
Больше фотографий посмотрите в небольшом видеоролике.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…