От автора.
О Милице Энвальд - Поляковой - Байдаровой можно было бы написать роман, но с некоторых пор мои читатели не любят романов, им подавай все больше голые факты, скучное описание, без лирических отступлений! Читатели почти всегда высмеивают мои тексты, ищут в них ошибки, несоответствие фактам. Самым большим грехом становится у читающих меня мой стиль написания. Ему, кстати, училась я лет сорок.:)))))))))))))))))))))). Но -неугоден, высмеян, обруган.
***
И поэтому – без "эклектики, изысков", мятности, мармеладности, розовых соплей".... Сухие факты.
Милица Энвальд родилась в дворянской семье, со шведскими корнями со стороны отца и польскими – матери. !899, год ее рождения ,был благополучным из долгой чреды лет дореволюционной России, она получила основы домашнего воспитания: языки, азбука, прямая спина, молитва по утрам, вкус сдобной булочки, какао. Ее старший брат Борис был воспитанником пажеского корпуса, офицером, мать - музыкантшей, прекрасной хозяйкой дома, сердечной женщиной. Но это все - неважно.
Важно другое: дворянские традиции, благородный воздух жизни, тепло домашнего очага, сердечность общения, все то, что она впитала в себя, как воздух, чем дышала и счастливо жила первое десятилетие своего Бытия.
Милица блестяще окончила Смольный институт. А потом. Потом началась февральская вьюга – неразбериха, октябрьская смута. На глазах девушки смолянки на улице изнасиловали и убили ее любимую классную даму. Детство кончилось.
Первого бала у смоляночки Энвальд не было.
Вместо балов началась эмиграция. В ней она умудрилась закончить хореографические курсы, стать прима балериной Парижской оперы и русского театра в Монте - Карло. И там же, в Белграде, встретить свою судьбу – Владимира Полякова - Байдарова – французского вольнослужащего пилота, оперного певца, любителя искусства, человека необыкновенного темперамента, душевной щедрости и силы.
Она была им очарована, увлечена. Приняла его предложение. Вместе с ним переехала в Париж, скиталась по скромным съемным квартирам, даже жила в студии друга мужа, художника Амедео Модильяни, вместе с двумя старшими девочками: Ольгой, Татьяной. Студия была более чем скромна, отапливалась жаровней, в которой постоянно надо было поддерживать огонь, но Милица сумела и там создать уют.
Правда, бывали и такие моменты, что хотелось просто наложить на себя руки. Убить дочерей, а после - себя. Но моменты отчаяния как то - проходили, и она снова шила, вязала, повторяла балетные па, готовила рагу из овощей, десерт из дешевых фруктов. Растила девочек Милица безупречно и просто. Любила их одинаково сильно.
Мужа артистка - боготворила, но оставалась самою собою: страстной, веселой, остроумной, любительницей танца. Истинно балериной, солисткой театра в Монте Карло, балетным педагогом, увлекающейся жизнью, яркой натурой. Она любила жизнь непритворно, жадно. И тем всегда влекла к себе сердце супруга.
В их доме никогда не подавалось мучное. С улыбкой здесь всегда встречался каждый гость. За ужином, за большим столом с русским самоваром, собиралась вся семья.
Говорили в доме только по - русски, по воскресеньям посещали русскую церковь. Благотворили - тихо, но помогали всем.
О щедрости семьи Поляковых – Байдаровых в кругах артистического Парижа ходили легенды: саркастические, с дымком легкой насмешки.
Очарование матери и ее искренняя естественность, в сочетании со строгими правилами благородства, передалась четырем ее дочерям: Ольге, Татьяне, Милице ( названа в честь матушки!), Марине.
Они становились актрисами, снимались в кино, создавали семьи, расходились, рождали детей, жили самостоятельно, экспрессивно, ярко, но Милица Евгеньевна все равно оставалась центром радушного и большого клана, так как все часто собирались вместе, обсуждали дела, спорили, шутили, веселились, отмечали семейные праздники.
В 1952 году Милица Евгеньевна овдовела, похоронив Владимира Васильевича, что был на протяжении жизни ее великолепным другом и спутником. Его артистическая душа неизменно вызывала искреннее уважение и восхищение всех тех, кто его знал. И прежде всего - дочерей. О нем, отце, есть немало благодарных строк в их воспоминаниях, книгах, интервью.
Милица Евгеньевна пережила супруга ровно на двадцать лет. Она скончалась 6 февраля 1972 года.
Похоронена на кладбище в предместье Парижа Сент – Женевьев де Буа, рядом с мужем. Так и закончилась ее биография. Только факты. Сухие факты.
А улыбка, живость движений жестов, интонаций, традиции семьи все это еще долго жило в ее дочерях, живет сейчас во внуках и правнуках. Маняще, летяще, пленительно. Чарующе.
Так ведь - должно быть. Я надеюсь. Искренне.
______________________
@ Лана Астрикова. Авторский текст эссе.