Найти тему
Начиная всё сначала

Плохо учатся, зато смирные. Как работается с деревенскими учениками

Когда заходит речь об воспитании и дисциплине учеников, частенько начинается сравнение городских и сельских школ. Если в городских разврат и ужас, то сельская школа чуть ли не рай земной и обитель спокойствия и адекватности. Если классы, то не 30-40 человек, а 2-3. Не хамство, а уважение и почтение, всё по-советски, учителю всегда скажут «здравствуйте» и пропустят вперёд. Разумеется, все школьники готовятся к урокам и делают домашние задания, ведь в классе из одного человека никуда не спрячешься, всё равно ведь спросят!

Один этаж, десяток кабинетов, один-два ученика на весь класс. Типичная деревенская школа в деревне Нижняя Талица, Пермский край. Источник фото voffka.com
Один этаж, десяток кабинетов, один-два ученика на весь класс. Типичная деревенская школа в деревне Нижняя Талица, Пермский край. Источник фото voffka.com

За время своей короткой педагогической деятельности мне довелось побывать и поработать во всяких школах. Бывал я в частных маленьких, где учатся дети из семей достатка «выше среднего». Бывал и в поселковых на 15-20 учеников. А ещё бывал в так называемых «деревенских» школах, где на весь класс один ученик, а девочки ходят в школьной форме с белыми фартучками. О таких школах и поговорим.

Теперь по пунктам.

Дисциплина

С одной стороны, если в классе два-три ученика, то дисциплину поддерживать намного проще, ведь каждому ученику уделяется достаточно учительского внимания. В среднем ученики сельских школ дисциплинированнее городских и работается спокойнее.

С другой же стороны, маленькие классы не 100% гарантия успеха. Учеников проще контролировать, но если они не хотят учиться или вести себя в рамках дозволенного, то их всё равно не заставишь. В сельских школах ученики тоже отвлекаются и занимаются делами, отличными от темы урока. Это зависит, увы, не только от учителя, но и от воспитания детей. Здороваются тоже не всегда.

По поводу подготовки. Как не парадоксально, если в классе мало учеников, то они всё равно могут не делать домашнее задание. Логика «всё равно же спросят, надо делать!» тут не работает. Просто берут и не делают, вот и всё. Из оправданий типичное «забыл».

Уровень знаний

Увы, уровень знаний у деревенских учеников довольно низок. И это не только вина учителей или учеников. Российская провинция переживает далеко не лучшие времена — все, кто мог уехать, уже давно уехали в райцентры или города. Остались или фермеры (но их подавляющее меньшинство), или живущие на пособия безработные (вот их большинство). Не удивительно, у таких детей общий уровень воспитания, развития и культуры ниже, чем у городских. Кружки и секции на базе школ и домов культуры много лет как закрыты.

Из вышеописанного проистекает другая проблема — у многих детей низкая мотивация к учёбе. Бабушка с дедушкой живут на пенсию и не работают, родители живут на пособие и тоже не работают, значит и я тоже буду жить на пособие и не работать. Ну или калымить от случая к случаю, как папка: дрова там поколоть или... ещё дрова поколоть. У детей просто отсутствуют примеры другой жизни перед глазами. Одной из самых популярных профессий у деревенских детей является учитель, потому что это чуть ли не единственная профессия, которую они могут видеть «в деле» своими глазами.

Конечно, есть ещё талантливые и старательные дети, которые умеют и хотят учиться, но с каждым годом их становится всё меньше и меньше

Комфорт на работе

В маленьких классах проще создать контакт между учителем и учеником. Учеников меньше — каждому уделяется внимания больше. Спустя месяц-два учитель запоминает всех детей в классе и знает их характеры и привычки. Таким образом, проще с пресловутым индивидуальным подходом. Это плюс.

Типичный класс в провинциальной школе. Источник lenta.ru
Типичный класс в провинциальной школе. Источник lenta.ru

Но если класс маленький то это не значит, что учитель будет меньше уставать. Тут уже зависит от индивидуальных предпочтений самого педагога. Кому-то не доставляет проблем работать одновременно с коллективом в 30-40 человек, но ему будет неуютно работать с учеником 1 на 1. Большой класс можно поделить на группы и дать что-то изучать самостоятельно, а во время этой работы учитель хотя бы на несколько минут может перевести дух.

Если класс маленький, с одним-двумя учениками, тот тут всё становится очень похожим на репетиторство. Некоторым педагогам подходит, некоторым нет. Программа и результат в любом случае должны быть одни и те же, что в классе с двадцатью учениками, что с двумя.

Каков же общий вывод?

В среднем, сельские ученики дисциплинированнее городских учеников, но учатся хуже. По сравнению c городской или крупной поселковой школой, в деревенской школе и в самом деле можно отдохнуть душой, но не стоит ожидать от детей невероятных прорывов в учёбе. Школьники или не хотят или не могут учиться (о чём я уже писал здесь), а если начинаешь проводить с учеником «воспитательные беседы» по поводу его успеваемости или поставишь много заслуженных «двоек» и «троек», то велик шанс нарваться на яростную «яжемать». Такие есть и в деревнях, и они так же свирепы и беспощадны, как и городские.

Так что если ищите относительно спокойной и тихой работы, то вам в деревню. Но если же вы хотите блистать именно как специалист и занимать первые места на олимпиадах, то вас может ждать разочарование от преподавания.

На этом всё. Надеюсь, статья была вам полезна. Если понравилось, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Удачного дня!

Сельская жизнь
0