В середине 50-х её имя прогремело не только на весь Советский Союз, но и далеко за его пределами. ( на родине в Латвии её фамилия звучала как Ритенберга), сыграв главную роль в картине Владимира Брауна "Мальва", в одночасье стала знаменитостью.
Эта кинолента сделала Дзидру популярной, но стала вершиной её творческой карьеры. Такой успех ей повторить больше не удалось, хотя на ее счёту десятки картин. Не смогла она обрести счастья и в личной жизни: встретив свою любовь однажды, она заплатила за неё слишком дорогой ценой.
Дзидра появилась на свет в 1928 году, в Латвии. Окончив на родине театральную студию, несколько лет выступала на сцене Лиепайского драматического театра. Театральные постановки приносили актрисе, как моральное удовлетворение, так и любовь латышской публики.
Она была талантлива и красива, это не скрывали режиссеры, да актриса и сама прекрасно видела свой творческий потенциал. Возможно, Дзидру ждало бы блестящее будущее на театральной сцене, если бы в 28 лет её не пригласили сняться в кино.
На роль независимой и роскошной красавицы Мальвы, Ритенбергс утвердили с первого дубля. Именно такой-- раскрепощенной, золотисто-знойной-- режиссёр и представлял себе главную героиню. Хотя его и предупреждали о нордически-холодном прибалтийском нраве.
Дзидра и правда была необыкновенно реалистична в роли гордой, свободолюбивой красавицы-рыбачки. Неудивительно, что её работу оценило и жюри Венецианского кинофестиваля. В 1957 году дебютантка в кино получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль, обойдя в борьбе таких актрис, как Марина Влади и Мария Шелл.
К Ритенбергс пришла всенародная слава. Режиссёры завалили актрису предложениями новых ролей, но она была очень избирательна в выборе. Дзидра всегда считала, что предложенные роли должны соответствовать её собственному восприятию жизни.
На киностудию имени Довженко, где снимали картину, пачками шли благодарные письма зрителей, а на родине актрисы каждую десятую девочку называли Мальвой.
Когда пришло время отправлять от Латвии делегацию на московский кинофестиваль, у чиновников даже не было сомнений кто поедет. Эта поездка оказалась самой главной для латышки, ведь там она впервые встретила своего будущего мужа Евгения Урбанского.
Урбанский уже тоже был почитаем в СССР, на экраны вышла картина "Коммунист"с его участием. Рассмотрев в толпе высокую статную фигуру Дзидры, он, широко улыбаясь, прямиком направился к ней, и протянув свою крупную ладонь, представился: "Урбанский". "Я знаю",- тихо ответила она.
С этой минуты Евгений не отходил от своей новой знакомой. Для него эта неожиданная встреча стала началом нового этапа в жизни, хотя он был женат и воспитывал меленькую дочь. А вот личную жизнь Дзидры это знакомство не изменило.
Все дело в том, что она уже была влюблена в актера Вячеслава Тихонова. У молодых людей был роман, но афишировать свою запретную любовь они не могли, так как мужчина был женат. Актриса вернулась в Ригу, где ее ждала работа в театре и продолжила жить иллюзиями, что когда- нибудь Вячеслав разведется с Нонной.
Но уже через год ей пришлось вернуться в Москву. Столичные врачи рекомендовали Дзидре сделать срочную операцию из-за проблем с сердцем. Урбанский, узнав о том, к чему готовится его любимая женщина, тут же примчался в больницу.
Ритенбергс не ожидала увидеть Евгения у своей постели, она ждала совсем другого человека. Но Тихонов, узнав, что в больнице его пассию навещает Урбанский, решил навсегда исчезнуть из её жизни.
Спустя полгода Дзидра и Евгений поженились. Сыграв шикарную свадьбу в "Национале", молодые уехали в Ригу решать вопрос с увольнением из рижского театра. А в Москве актрису уже ждало место в Театре имени Станиславского, в котором блистал и её муж.
После развода с женой, актеру выделили маленькую комнатушку в театральном общежитии, куда он и привел молодую жену. Комната была настолько крохотной, что Дзидре даже некуда было развесить свой гардероб. Но Урбанский так заботился о супруге, что все бытовые мелочи отходили на второй план.
За те четыре года, что они были вместе, в их жизни случалось всякое. Иногда Урбанский мог прийти домой в изрядном подпитии. Правда при этом он никогда не проявлял агрессии, наоборот, становился мягким и податливым. Нередко, не стесняясь, им домой звонили неизвестные женщины. Одна из них даже сообщила, что имеет ребёнка от актера.
Но Дзидра с достоинством переживала все невзгоды, тем более ей было совершенно некогда жалеть себя. Актриса активно снималась(«Гроза над полями», «Эхо», «Под одной крышей») и выступала в театре. Карьера её супруга и вовсе развивалась семимильными шагами.
Уже в 30 лет он получил звание Заслуженного, а лучшие режиссеры страны снимали его в своих картинах («Чистое небо», «Большая руда», «Пядь земли»). Этого артиста, без преувеличения, ждала бы блестящая карьера в кино. Долгой и счастливой была бы его семейная жизнь.
Съемки в картине "Директор" стали последними днями Евгения Урбанского. Ему было всего 33 года.
Через три месяца Дзидра родила дочь и назвала малышку Евгенией в память об ушедшем супруге. В будущем дочь стала певицей в латышском хоровом коллективе, и подарила матери двух внуков.
Сама Дзидра Артуровна замуж больше не выходила. Ей потребовалось время, чтобы снова вернуться к работе. Она покинула Москву и вернулась на родину. Начиная с 70-х годов снималась на Рижской киностудии. Как режиссер поставила восемь полнометражных картин.
Последние годы своей жизни вдова много болела и никого не хотела видеть. Лишь однажды она пустила к себе в дом журналистов, но говорить о себе категорически отказалась, весь ее монолог был посвящен любимому мужу. Её не стало на 75 году жизни в 2003 году.