Найти тему

Христианизация калмыков в XVII-XVIII веках

Христианизация калмыков скорее всего началась еще в период их формальной независимости от Российского государства. Фактические данные (документы и другие свидетельства) указывают на 60-е годы XVII века, когда массовые крещения происходили в улусах нойонов Дугара и Бока на Дону. Связано это было с нежеланием отдельных нойонов подчиняться все усиливающейся власти хана Аюки. Вот и уходили в христианство, чтобы ему не подчиняться.

Становясь христианами крещенные калмыки получали возможность поступить на военную службу и получать жалование. Так, в 70-х годах XVII века православие приняли 1200 мужчин-калмыков из улусов Четеря, Батыр-Черкеса и Тайцзы.

К началу XVIII века крещенных калмыков в числе 3 тысяч кибиток, по личному приказу Петра I переселили в окрестности Чугуева, где они составили Чугуевский конный полк.

Чугýев (укр. Чугýїв) — город в Харьковской области Украины. Является административным центром Чугуевского района.
Чугýев (укр. Чугýїв) — город в Харьковской области Украины. Является административным центром Чугуевского района.

Крещение было одной из возможностей для ухода калмыков от своих владетелей и поэтому оно носило столь массовый характер. По шертям (договорам), если калмык убегал из своего улуса (в том числе и совершив преступление), то его нельзя было возвратить, если он крестился. Этим многие и пользовались. В том числе, и преступники.

Это не нравилось как хану Аюке, так и нойонам, которые чтобы избежать бегства своих сородичей откочевывали за Жаик, что становилось причиной столкновений с казахами.

Царское правительство после таких демаршей обьявляло о том, что возвратит крещенных и беглых калмыков в родные улусы. Но в реальности, их просто отправляли еще дальше - под Саратов и даже Киев.

А с января 1724 года, всем крещенным калмыкам стала выдаваться земля и местные власти были обязаны охранять их от своих же соплеменников. Это уже конечно было прямое вмешательство во внутренние дела калмыков.

Предпринимались попытки крещения и калмыцкой аристократии:

  • В 1724 г. в Санкт-Петербурге крестили Баксадай-Дорджи – внука хана Аюки. Петр Тайшин (Баксадай-Дорджи) надеялся, что принятие православия поможет ему добиться ханского трона. В 1725 г. к П. Тайшину была отправлена первая православная миссия во главе с иеромонахом Никодимом Ленкеевичем. Миссия занималась переводом на калмыцкий язык православной литературы, организовала богослужение и школьное обучение. Н. Ленкеевич крестил 300-400 калмыков в кочевьях П. Тайшина, однако сам П. Тайшин не проявлял интереса к новой вере и «… больше со своими попами, нежели с православными сообщение имел…» - Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII − начало XX в.). – Элиста: Джангар, 1995. –128 с.

Крещенные калмыки стали первой пограничной стражей на казахской границе по Жаику. Здесь, в 1724 году были поселены 110 уральских казаков-калмыков.

С 1724 по 1736 годы православие приняли еще 5282 калмыков (1446 кибиток).

В то же время, почитание христианства у калмыков было формальным:

  • Об это писала в Астрахань в 1732 г. и владелица Солома: «Из улуса моего люди крестятся не для того, чтобы исповедовать вашу религию, а для того, чтобы не платить подать, а также чтобы не нести наказания за воровство. Крестившись, они не соблюдают ни наш закон, ни ваш...», на основании этих слов она просила вернуть крещеных калмыков в улусы и отказаться от их дальнейшего крещения - Национальный архив Республики Калмыкия, Ф. 36. Оп. 1. Д.52.Л.255

Русская администрация и сама начала понимать, что крещенные калмыки просто используют крещение как возможность уйти от проблем, но при этом остаются буддистами. Поэтому, с 1736 года Кабинет министров Российской империи все чаще дает положительные ответы на просьбы калмыцких нойонов вернуть сбежавших из улусов.

Правда, как всегда у нас бывает, никто эти указания не выполнял.
  • В 1737 г. правительство приняло решение о поселении крещеных калмыков в урочище Кунья Воложка, у впадения реки Воложки в Волгу. Крещеные калмыки получали единовременную помощь в размере 2 руб., переходя во владение вдовы П. Тайшина – княгини А. Тайшиной. Крещеным калмыкам отводились земли под пашни, сенные покосы, кроме того, знатным зайсангам – по 20 руб., прочим зайсангам – по 10 руб., рядовым калмыкам по 5 руб. на семью. 14 мая 1739 г. по предложению В.Н. Татищева крепость для православных калмыков получила название Ставрополь-на-Волге (современный г. Тольятти) - монография А.Цюрюмова и А.Курапова ХРИСТИАНИЗАЦИЯ КАЛМЫКОВ В РОССИЙСКО-КАЛМЫЦКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В КОНЦЕ XVII - СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ

С 1740-х годов начинается новый виток активизации христианизации калмыков:

  • В 40-е гг. XVIII в. правительством был подготовлен комплекс указов, способствовавших активизации принятия православия калмыками. По указу 1741 г. иноверцев, обвиняемых в убийстве или других тяжких преступлениях, принявших православие, запрещалось казнить или отправлять в ссылку без указа правительства. В 1743 г. иноверцы, обвиняемые в «малом воровстве, в ссорах, в драках», принявшие православие, освобождались из-под стражи. В 1744 г. КИД приняла указ, освобождавший от уплаты долгов принявших православие калмыков, если срок долга был более 6 месяцев - монография А.Цюрюмова и А.Курапова ХРИСТИАНИЗАЦИЯ КАЛМЫКОВ В РОССИЙСКО-КАЛМЫЦКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В КОНЦЕ XVII - СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ

Переходили калмыки и в другие конфессии. Кроме католической, так как в 1750 году Сенат запретил переход калмыков в католичество. Зато, в Астраханской губернии было 854 калмыка-мусульманина, перешедшие в армянскую церковь, протестанты. Всех их отправили в Ставрополь-на-Волге, где в 1756 году было создано отдельное Ставропольское калмыцкое войско. Именно это войско и стало оплотом православия среди калмыков.