Некоторым отраслям не повезло больше остальных. Это туризм, ресторанный бизнес, торговля... В одном ряду с ними стоит и авиа сообщение.
Компания номер один в России в этой отрасли - Аэрофлот.
Основные показатели авиаперевозчика с началом ковида не просто снизились, а рухнули и не восстановили и половину от былых уровней.
В начале лета после того как первое впечатление улеглось котировки даже выстрелили с уровней в 75 рублей(а ковидный минимум это 55 рублей) до почти 100 рублей. Да, в начале лета можно было неплохо прокатиться на этой волне, заработав почти 30% на бумаге из отрасли, пострадавшей от пандемии сильнее остальных. Главным драйвером улучшения показателей являлись улучшающиеся результаты авиакомпании "Победа", а также новости об открытии границ. Также была одобрена стратегия развития, предполагающая превращение компании в "пятизвездного" перевозчика. В это же время было объявлено о продаже дальневосточной дочки - компании "Аврора". Вклад в финансовые показатели невелик, но это демонстрирует стремление к некой оптимизации активов. Были объявлены планы по расширению парка самолетов моделями SSJ-100.
В сентябре прошла допэмиссия акций Аэрофлота(SPO). В результате компания привлекла около 80 млрд рублей дополнительного капитала, а также увеличилась доля государства в компании до 57%. В целом нужно расценивать это как здравую идею - не увеличивать же долг, хоть и размыли акционерный капитал частных инвесторов. Справедливости ради заметим что долговая нагрузка все же увеличилась, благодаря в том числе очередному кредиту от Сбера еще в июле на 31 млрд рублей. К этому моменты было понятно, что основное медвежье движение подходит к концу. После допэмисии агентство Fitch присвоило бумагам рейтинг BB с "негативным" прогнозом.
Осенью котировки снизились на фоне увеличения количества новых случаев ковида и общего спада на ММВБ, что было в целом объяснима и ожидаемо. Ближе к концу 2020 года котировки начали незначительно восстанавливаться с уровней в 60(а вообще они опускались до ковидного минимума) до 70 рублей. Отчетность 3кв тем временем показала сокращение в половину пассажиропотока и была хуже ожиданий многих аналитиков. Надо сказать что примерно на столько же снизилось общее число перевезенных пассажиров и в целом за 2020 год. Но, по общему мнению влияние на котировки больше оказывают результаты массовой вакцинации, нежели очередные слабые финансовые показатели.
Отдельной темой является назначение Виталия Савельева - бессменного многолетнего руководителя компании на пост министра транспорта РФ. Это оказало весомую поддержку котировка.
Ожидается восстановление турпотоков и возвращение цены акций к уровню в 90 рублей. Не ожидается всплеска интереса к акциям эмитента, но история с вакциной определенно поможет котировкам, но само по себе появление ее и начало распространения пока не дает ожидаемого эффекта. Третья фаза не завершена и чем больше людей вакцинируют тем больше появляется сообщений о том что возникают разного рода реакции на препарат - в общем там еще нужно поработать... Плюс ко всему появляются новые штаммы коронавируса. Тем не менее, в портфели бумагу рекомендуют включать, ибо путь у котировок главного авиаперевозчика страны только один - только наверх.