Первая рабочая неделя 2021 года ознаменовалась, не исключено, решающими событиями во взаимоотношениях России с Азербайджаном и Арменией. Российская сторона приумножает достигнутый в ноябре 2020-го геополитический успех в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.
Теперь же с участием РФ достигнуты – впервые за последние 30 с лишним лет – трехсторонние договоренности России, Азербайджана и Армении по комплексному экономическому развитию Южного Закавказья и окончательному разблокированию транспортных артерий в этом регионе.
В подписанном на днях в Москве совместном заявлении президентов трех стран об экономическом развитии Нагорного Карабаха говорится и о возобновлении работы примыкающих коммуникаций. Как пояснил Владимир Путин, правительства Армении и Азербайджана, с участием российских экспертов, «создадут в ближайшее время рабочие экспертные подгруппы и представят конкретные планы по развитию транспортной инфраструктуры и экономики региона. Уверен, что реализация этих соглашений пойдет на пользу как армянскому, так и азербайджанскому народу». Российский президент пояснил, что речь идет «прежде всего, о конкретных шагах по строительству экономических связей, развитию инфраструктурных проектов».
Резонно в этой связи предположить, что экономическое развитие данного региона наверняка будет включать и восстановление многоотраслевой экономики Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов. Тем более с учетом разнообразных природных ресурсов в регионе.
Особую значимость имеет восстановление прерванного еще в конце 1980-х взаимодействия по рациональному использованию гидро- и биоресурсов трансграничной реки Аракс и его притоков. Трансграничной, напомним, и потому, что Аракс и его притоки охватывают также сопредельные с Закавказьем приграничные территории Ирана и Турции. В связи с чем еще в 1970–1980-х гг. для сопредельных районов этих стран с Арменией и Азербайджаном были разработаны и частично реализованы крупные гидроэнергетические и сельхозоросительные проекты. Аналогичные проекты охватывали и ряд районов армяно-азербайджанского приграничья.
Но большинство из них уже лет 25 простаивают, остальные используются не более чем на четверть своей мощности. Разве что, кроме некоторых гидропроектов в ирано-армянском приграничье, но это лишь около 20% протяженности Аракса.
Скорее всего, упомянутые и смежные проекты будут реализовываться с российским участием. А в более широком контексте именно комплексный подход к социально-экономическому развитию Южного Закавказья позволит, помимо всего прочего, стабилизировать там и социально-политическую обстановку. Что, разумеется, особенно важно в контексте идущего армяно-азербайджанского урегулирования.
В настоящее время проявляется транспортно-транзитный акцент в вышеозначенных вопросах. Ибо транзитные артерии этого региона имеют, повторим, стратегическое значение для России, Ирана, Турции и всего Закавказья. Это подчеркивалось и в комментариях Ильхама Алиева и Никола Пашиняна после подписания московского соглашения о постконфликтном развитии региона.
Глава Азербайджана подробно разъяснил, что «после более чем 30 лет Азербайджан посредством коммуникаций через территорию Армении будет иметь сообщение с Нахичеванской автономной республикой Азербайджана». Армения же «через территорию Азербайджана будет иметь железнодорожный выход на Россию, Иран».
Схожее мнение высказал премьер Армении, отметив очевидные выгоды всех стран региона, России и Ирана при возобновлении внутри- и межрегиональных перевозок.
Но пока неясно, распространяется ли транспортная разблокировка на перевозки между Арменией и Турцией. Они заблокированы Анкарой с 1993 года и, хотя турецкая сторона участвует в совместном с РФ мониторинге ситуации на юге Закавказья, отмена той блокады Турцией, похоже, еще не планируется. Между тем этот вопрос актуален для Азербайджана и России, а также для Белоруссии и Казахстана. Ведь транзит через Армению для них – это дополнительный железнодорожный выход в Турцию наряду с транзитом через Грузию. При этом для РФ по известным причинам более предпочтителен транзит в Турцию через Армению.
Между тем транзитный потенциал Южного Закавказья впрямую вмонтирован, напомним, в евроазиатские транспортный и электроэнергетический коридоры «Север-Юг». Причем в реализации этих проектов участвуют в целом свыше 10 стран, включая опять же РФ, Азербайджан и Иран.
Взаимодействие по этим вопросам с участием России даже в период урегулирования армяно-азербайджанского конфликта отнюдь не ушло на второй план. Так, в конце декабря 2020 г. в Москве состоялись переговоры вице-премьеров РФ и Азербайджана Ш. Мустафаева и А. Оверчука. Основные темы – дальнейшее развитие упомянутых коридоров. Стороны договорились развивать транзитный маршрут «Север-Юг», южные конечные пункты которого – порты Пакистана и западного побережья Индии. Этот евроазиатский маршрут остаётся очень востребованным: только за январь-октябрь 2020 г. объем международного грузотранзита здесь возрос почти на 20%. Причем внешнеторговые перевозки по этому маршруту увеличивают в том числе и Белоруссия, Казахстан.
Отмечена также успешная реализация проекта электроэнергетического «моста» РФ–Азербайджан–Иран: он осуществляется с середины 2010-х и нацелен не только на полное обеспечение спроса этих стран на электроэнергию (на основе синхронной работы их «электросистем»), но и в перспективе на её экспорт в Ирак и Сирию (через Ирак).
Филигранная политика России и лично В. Путина по урегулированию конфликта в Южном Закавказье – это без преувеличения пролог к дальнейшему укреплению позиций РФ и ЕАЭС не только в Закавказье, но также на Ближнем и Среднем Востоке.
Оригинал статьи размещен здесь