Не все заметили эту новость в суете подготовки к новогодним праздникам. Меж тем регионам дали право с 1 января 2021 года создавать у себя платные медицинские вытрезвители.
А еще внесены поправки в Закон «О полиции» — теперь стражи порядка могут доставлять граждан подшофе не только в больницы, но и в упомянутые выше учреждения.
Авторы инициативы сочли, что это поможет народосбережению: по причинам алкогольного опьянения в стране ежегодно гибнет более 50 тысяч граждан. При этом 8—10 тысяч смертей — от переохлаждения на улице.
Документ предусматривает создание вытрезвителей на базе ГЧП — государственно-частного партнерства: за услуги с «постояльцев» этих учреждений будут брать плату. В думском комитете озвучили сумму в 1500 рублей за ночь. Но точную цену установит каждый регион.
При этом идея передать полиции полномочия насильно увозить людей в вытрезвители у многих вызвала серьезные опасения: по данным ВЦИОМ, уровень доверия россиян к сотрудникам полиции составляет сейчас 57%. Это на 10% меньше, чем годом ранее.
Граммофон от похмелья
История у российских вытрезвителей увлекательная и длинная. Первые «бражные тюрьмы» появились при Борисе Годунове в Москве. Попадавших туда секли кнутами. Специальные холодные чуланы были при кабаках Семеновского и Преображенского полков — туда перебравших укладывали, раздев догола. В самом начале XХ века «приюты для опьяневших» за счет городской казны открылись в Саратове, Киеве, Ярославле и Туле.
Пьяных бесплатно кормили и лечили раствором нашатыря, рассолом, гипнозом, инъекциями стрихнина и даже включали успокаивающую музыку на граммофоне! Только в Туле уличная смертность «от опоя» уменьшилась вдвое.
Первый советский вытрезвитель появился в 1931 году в Ленинграде. О каждом туда угодившем сообщали по месту работы — за это можно было лишиться премии или должности. В СССР строили по одному вытрезвителю на 200 тысяч человек, но, например, в Армянской ССР их не было вовсе. Самых буйных привязывали к кроватям, женщин и иностранцев располагали в отдельных комнатах.
После распада СССР вытрезвители перевели на баланс муниципальных бюджетов, финансирование сократили. Вопрос о передаче вытрезвителей от МВД к Минздраву обсуждался с начала 1990-х годов, но решен не был. К 2010 году муниципальные органы тратили на содержание одного вытрезвителя (их тогда насчитывалось 545) 5—11 млн рублей в год. В итоге в 2011-м все «трезвыватели» в России закрыли.
При этом, по данным МВД, количество преступлений, совершенных нетрезвыми людьми, за семь последующих лет выросло на 35%. И в 20 областях страны вытрезвители вернули (в Башкирии — как центры соцобслуживания для вытрезвления, в Татарстане — как центры детоксикации). И в этих регионах уровень «пьяной» преступности упал в среднем на 16%.
Судебных исков будет больше
Новость о возвращении вытрезвителей породила множество опасений в народе: не начнут ли их сотрудники, словно эвакуаторщики, караулить прохожих с алкотестером у баров?
«Российские законы предусматривают лишь добровольную оплату услуг, если человек их заказывал, — дает свой комментарий юрист Виктория Зарецкая. — Но гражданин в нетрезвом состоянии, тем более в бессознательном, не может заключать сделки. А взимать деньги принудительно можно только в виде штрафа: например, за появление в общественном месте в нетрезвом виде. Но штраф платится в бюджет и именно за нарушение, а не вытрезвителю за оказание медпомощи.
Думаю, более перспективным был бы вариант создания вытрезвителей на уровне субъектов РФ под кураторством Минздрава, а правоохранительные органы должны помогать в охране от буйных клиентов и в доставлении задержанных».
Еще любопытный факт. В первоначальном варианте закона говорилось, что в такие учреждения можно доставлять лишь тех, кто «утратил способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в обстановке». Потом такая формулировка загадочным образом исчезла…
Кроме того, правительство изначально поддержало проект с условием, что в нем пропишут правовой статус постояльцев и виды оказываемой им помощи. Однако эти положения в законе так и не появились!
«По идее, человек должен подписывать согласие на медпомощь, а в вытрезвителе это может сделать не каждый, — добавляет Виктория Зарецкая. — Да и так как сегодня люди намного лучше знают свои права, наверняка будет много судебных исков в связи с недобровольной госпитализацией и незаконным лишением свободы».
Глас народа
«Вот уже много-много лет я принципиально не употребляю алкоголь! — рассказывает Александр Шилин, краевед-путешественник. — Но о вытрезвителях наслышан от знакомых. Один из них возвращался из подмосковного Голицыно под мухой. Бедняга уснул, свесившись через ограждение надземного перехода на железнодорожной станции — стражи правопорядка реально спасли ему жизнь, сняв оттуда и отправив в вытрезвитель».
«В начале 1980-х, в самом конце декабря, мой сослуживец возвращался из гостей, — подхватывает тему пенсионер Виктор Белов. — Подошел к переходу между Пензой I и автовокзалом. Навстречу два милиционера: «Гражданин, будьте понятым, мы пьяного задержали». А по завершении процедуры прохожему вдруг заявили: «А от вас тоже спиртным пахнет!» и вместе с задержанным увезли в вытрезвитель. Изумленному врачу стражи порядка заявили: «У нас конец года, надо план выполнять!»
А это краткие выдержки из различных форумов, где пензяки делятся своим мнением о «вытрезвительной» реформе:
- «Возвращение вытрезвителей аргументируют большим количеством преступлений, совершенных в нетрезвом виде. Но исторически в вытрезвитель везут тех, кто не может уже стоять на ногах. Какие в таком виде преступления?!»
- «Скорее всего, за этот бизнес возьмутся те, кто торгует микрокредитами. Им привычно людей обдирать».
- «Раньше там только пьяные были, а теперь добавятся наркоманы, чесоточные, туберкулезные и ковидные. Начнут заражаться здоровые посетители. Возможно, появится коррупционная составляющая — с подделкой медосвидетельствований в коммерческих вытрезвителях!»
- «Ждем возобновления пятничных рейдов. Особенно в дни выдачи зарплат и авансов. «Ой, гражданин, от вас немного пахнет. Пройдемте-ка!» И потом: «Какие деньги, гражданин? Все изъято по описи»
Экспертное мнение
Алексей Купрюшин, судмедэксперт: «Я думаю, что возвращение системы вытрезвителей точно снизит процент умерших от переохлаждения и алкогольных отравлений (когда я работал в областном судебномедицинском морге, таких трупов у нас было 3—5 каждую неделю). Однако если люди действительно нужны государству, подобные услуги не должны быть платными — нужно изыскивать средства из бюджета. Не у всех есть даже близкие, чтобы покрыть расходы.
В любом случае, вытрезвители нужно располагать только рядом с реанимационными отделениями, чтобы в любой момент оказать неотложную специализированную медицинскую помощь! Дело в том, что в процессе отрезвления могут развиться осложнения, которые по степени серьезности превысят вред от нахождения человека на улице в нетрезвом состоянии — например, аспирация рвотных масс, пневмония, панкреонекроз…
А в штате вытрезвителей должны быть грамотные медработники, которые распознают самый тревожный признак, свидетельствующий о наступлении алкогольной комы, — снижение рефлексов (например, когда зрачки не реагируют на свет), вслед за которым наступит смерть».
Илья Лан, нарколог: «Эффективность платных вытрезвителей сомнительна! Не до конца ясна и целевая аудитория: у маргиналов нет денег, чтобы оплачивать свое там пребывание. У нас 70% административных штрафов за появление в пьяном виде так и остаются неоплаченными, а тут — новые санкции. В общем, мне непонятно, как эта идея будет реализовываться. Любопытно, а ее авторы это себе представляют?..»