Найти тему
Курьезы истории

Альбигойские войны

Усиление Франции в двенадцатом веке . Богатый, плодородный, ласковый юг Франции - Прованс и Лангедок - оставался в стороне от войн на севере, которые почти непрерывно шли между французами и англо-норманнами с 1035 г, со времен Вильгельма Завоевателя. Культурно-утонченное население юга глубоко отличалось от грубо-воинственных северян. Но тот же юг к XIII в был заражен ересью. Катары и вальденсы имели своих последователей также в Италии, Германии и Испании, но во владениях графа Тулузского и виконтессы Каркассонской они построили настоящий еретический рай, открыто не подчинявшийся католической церкви. Справедливости ради следует отметить, что учение катаров в теории глубоко отличалось от ортодоксального.

Если Рим сжигал на кострах по недоказанным и мелочным обвинениям, то терпеть катаров, ставивших все Священное писание с ног на голову, он тем более не собирался. К тому же к XII в Рим "подтянулся"; жуткий разврат, алчность и неверие раннего средневековья (однако же и веротерпимость, точнее веронаплевательство) сменились фанатической религиозностью, искательством, духовным жаром. Вспомним, что это время клюнийских реформ2, горячих проповедей Бернара Клервосского и борьбы в Святой земле. Для французского короля Филиппа II Августа крестовый поход казался удачной возможностью расширить свой домен и ликвидировать полуеретическую, полуеврейскую автономию на юге (на тот момент королю во Франции принадлежали лишь Анжу, Нормандия и Париж с Орлеаном). Он не знал, что не доживет до конца борьбы.


Альбигойские войны растянулись на всю первую половину века. В 1178 г состоялся диспут католических прелатов и Рожера Тренкавеля с участием его жены Аделаиды, такой же ярой еретички. Сказать о нем что-то определенное, кроме того, что еретики упорствовали, а легаты ругались, трудно. Виконта Рожера отлучили.

-2

В 1179 г, по призыву Александра III, рыцари севера совершили первый набег. Рожер покаялся, но этого было мало. Прошло еще несколько десятков лет. Все это время Рим давил на Раймунда Тулузского и требовал искоренить ересь. В 1208 г случилась беда: в Лангедоке убили папского эмиссара.


Теперь, граф, я объявляю тебя клятвопреступником; гнев Божий да разразится над тобой. Я отлучаю тебя от Церкви. На всех землях твоих отныне интердикт. С этого дня ты враг Бога и людей. Подданные твои освобождены от присяги. И тот, кто свергнет тебя, поступит справедливо, очистив престол, опозоренный еретиком! Слова, сказанные Петром из Кастельно графу Раймунду незадолго до гибели.


Иннокентий III объявил крестовый поход, судя по всему подготовленный заранее. Под началом легата Арнольда из Сито (участник битвы при Лас-Навас-де-Толоса) и Симона де Монфора (отец английского мятежника) крестоносцы (в числе 220 тысяч, если верить хроникам) ринулись на юг. Свой путь они начали с владений виконта Тренкавеля, графа де Фуа. Раймон-Рожер Тренкавельский, сын Рожера, был предательски захвачен в плен и, судя по всему, отравлен. С фанатичным упорством и яростью крестоносцы брали крепость за крепостью ( Термэ, Лавор, Шаснейль, Ла-Рок-д"Ольм, Лавелане, Перелья, Рокафиссада, Мирпуа, Савердюн, Монсегюр, Монсаваж (Мунсальвеш), где катары, по поверью, хранили святой Грааль), еретики самоотверженно защищались. Мало кто отказывался от ереси, большинство предпочитали смерть на костре (да их и несильно уговаривали). Жуткое средневековье смотрит на нас из руин Безье и Лавора - городов, в которых жители вели себя как безумцы, а крестоносцы как звери.

-3


В 1210 г, война, казалось, утихла. Граф Раймунд выпросил прощение (но не свои земли) у папы, де Монфор с легатом, напротив, получили выговор.

Мы недовольны вами. Выступив против еретиков, вы повернули армию против католических народов, вы пролили кровь невинных и причинили ущерб, силой захватив земли графов Фуа, Комменж и Гастона Беарнского Вы принуждали присягать на верность людей, письменно подтверждавших, что они христиане, после чего все равно нападали на них. Из письма Иннокентия III де Монфору.


Но зимой 1210-11 гг, когда крестоносное войско было распущеено, ересь подняла голову, католические гарнизоны были осаждены, сын графа Раймунда возглавил мятежников. Монфор и легат начали всё сначала. Тогда же в спор вмешался арагонский король Педро II. Истый католик, герой Лас-Навас-де-Толоса, он привел свою армию в Лангедок на помощь┘ еретикам (отравленный виконт Каркассона был его вассалом). В битве при Мюрэ, в 1213 г, де Монфор, имея всего 800 рыцарей, наголову разгромил и арагонцев, и войска графов Тулузского и де Фуа, чьи силы тридцатикратно превосходили его собственные (современники объясняли случившееся только чудом)1. Педро II был убит в бою. В 1218 г и легат Арнольд и де Монфор погибли, но крестовый поход продолжался. Второй перелом имел место в 1227 г. Сын покойного Монфора Амори, смирившись с тем, что ему не быть властелином юга, обратился за помощью к французскому королю. Людовик IX с новыми силами обрушился на катаров. К 1244 г разоренный дотла юг, чье население было почти поголовно истреблено, вошел в состав любимой родины. Две трети городов юга отошли к Филиппу или папе, граф Тулузский, бывший третьим человеком во Франции (после двух королей), стал никем, правил под присмотром королевских сенешалей. В 1271 г Филипп III Отважный присоединил и Тулузу к королевскому домену.Но еще много лет потомки катаров скрывались от мира и инквизиции в горных пещерах на юге - Ломбриве, Буан, Орнольяк.

Вам будет интересно: Вы это не знали. 13 занимательных исторических фактов.

Спасибо за внимание. Подпишитесь на канал "Курьезы Истории", чтобы не пропускать новые выпуски.