В одном из музеев французского города Нант находится примечательная, но малопонятная современным зрителям картина под названием «Казнь сестер Метери».
Художник с помощью кисти и красок рассказал широкой публике ужасающую историю, произошедшую в его родном городе в годы Великой Французской революции.
В 1789 году французы свергли монархию и провозгласили республику. В отношении всех тех, кто олицетворял старый режим, начался массовый террор. Ужасным символом французской революции стала гильотина, специально придуманная, в том числе и для того, чтобы ускорить проведение массовых казней.
На гильотине закончили свой жизненный путь лишившиеся престола король и королева, Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Сразу после казни короля в январе 1793 года в нескольких регионах Франции вспыхнули восстания роялистов, или говоря по-нашему монархистов, сторонников королевской власти.
Самое крупное восстание началось на полуострове Бретань и переросло в настоящую гражданскую войну, длившуюся 3 года и унесшую жизни около 200 тысяч французов. В историю это событие вошло как Вандея (Вандейский мятеж), а само имя стало нарицательным для мятежных регионов, восстающих против центральной власти.
Центром республиканских сил в Бретани стал город Нант. Отсюда они вели военные и карательные кампании против вандейских мятежников. Здесь же в 1796 году на центральной площади города расстреляют руководителя восставших генерала Шаретта, что положит конец гражданской войне.
В историю Франции город Нант того времени войдет как символ небывалого по своей жестокости террора, который обрушили на своих противников (явных и мнимых) республиканские власти.
Здесь без суда и следствия, лишь на основании решений скоротечных революционных трибуналов, отправляли на тот свет десятки, сотни и даже тысячи людей. Многие из казненных никогда не держали оружие в руках.
Стремясь лишить мятежников поддержки, республиканские власти обрушились с репрессиями на простых крестьян и рыбаков, духовенство и, конечно же, родственников восставших.
Не щадили ни женщин, ни подростков. Два декабрьских дня в Нанте 1793 года стали символом беспощадного и бессмысленного террора.
17 декабря в городе состоялась публичная казнь 24-х человек. Это были местные крестьяне и рыбаки. Их вина была в том, что они снабжали продовольствием мятежников.
Среди отправленных на эшафот рыбаков – четверо юношей 13 и 14 лет. По революционным законам они считались несовершеннолетними, и смертная казнь к ним не должна была применяться. Но палачей в Нанте не остановил даже закон.
А 19 декабря состоялась еще одна массовая казнь. И вновь, среди 27 несчастных, ни одного, кто бы сражался с республиканцами с оружием в руках. Зато семь женщин. Четыре из них - родные сестры.
Габриель (28 лет), Маргарита (27 лет), Клер (26 лет) и Олимпия (17 лет) Ваз де Мелло происходили из местной дворянской семьи Метери. Почти все мужчины клана сражались в армии роялистов, и республиканцы просто решили отомстить их матерям, женам и сестрам.
Вся вина сестер Метери (в историю они вошли не под своей фамилией, а под фамилией рода) была в том, что они приходились двоюродными сестрами (по другим данным племянницами) генералу Шаретту.
Девушки прятались в монастыре, где их и нашли республиканские каратели. Вместе с ними в Нант на гильотину последовала их 22-летняя горничная.
Долгое время ошибочно считалось, что вместе с сестрами была казнена их мать (на самом деле она умерла еще до революции). Вот почему художник изобразил взрослую женщину с молитвенником в руке, которую обнимают девушки.
Уже скоро им предстоит лечь под нож гильотины. Можно только представить, что женщины испытывали в тот момент.
Обратите внимание, что эшафот красного цвета. Республиканские власти специально его покрасили, так как не успевали отмывать из-за непрекращающихся казней.
В красных фригийских колпаках, ставших символом Французской революции, изображены палачи. Также мы видим других обреченных, поднимающихся на эшафот.
Нравится статья, тогда ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ! Я обещаю еще много интересных историй.
Местная легенда гласит, что когда голова первой из сестер Метери покатилась по эшафоту, собравшиеся на площади жители Нанта отворачивались, а женщины рыдали. Настолько всех ужаснула казнь молодых и красивых девушек.
Не случайно справа на картине художник изобразил возмущенного горожанина, которому закрывает рот рукой сосед по толпе.
Согласно другой местной легенде, палач, проводивший казни 17 и 19 декабря, повесился через три дня. Якобы не мог простить себе, что обезглавил невинных женщин и детей.
Впрочем, историки утверждают, что он умер через три недели по естественным причинам, а не потому, что раскаялся. Палачи обычно не испытывают мук совести.
ЧИТАТЙТЕ ТАКЖЕ: