Филип Дик (о котором я уже писал, и, несомненно, напишу еще не раз) — один из самых разноплановых и необычных англоязычных фантастов. Его литературное наследие — почти три десятка романов, о чем знает большинство поклонников его творчества, и огромное количество блестящих рассказов, каковой факт куда менее известен. Его яркий, парадоксальный стиль влечет к себе кинодельцов, как ароматный цветок — шмелей, и произведения Филипа Дика экранизируют с завидной регулярностью. К сожалению, тот же самый парадоксальный стиль Дика оказался непреодолимой преградой для большинства экранизаторов… В лучшем случае у них получался хороший фильм, в котором осталось очень мало от оригинального произведения.
Сразу оговорюсь — все экранизации я не видел, пишу только о тех, о которых имею личное мнение.
1. Бегущий по лезвию бритвы. (Blade runner)Культовая, без всяких оговорок, картина Ридли Скотта — экранизация одного из самых сложных для понимания романов Дика: «Мечтают ли андроиды об электроовцах»? Понятно, что неторопливая, медленная история, насыщенная философскими псевдобиблейскими аллюзиями мало годилась для динамичного киностиля Скотта. Пришлось переделывать. К чести сценаристов и режиссера — они сумели все-таки не испортить книгу, хотя, конечно, «Бегущий» - это не экранизация, а, скорее «фильм по мотивам». Невзирая на то, что фильм несет в себе свой мощный философский и этический смысл, он ушел сильно в сторону от романа.
2. Вспомнить все. (Total recall) Динамичный боевичок Пола Верховена с Железным Арни в главной роли. Собственно, если бы не Арни, ужасно хотевшего сыграть главную роль, никакого фильма бы не было — первоначальный проект де Лаурентиса буквально дышал на ладан, но Шварценеггер продавил проект, выторговал у новых продюсеров хороший гонорар и Верховена в качестве режиссера, и фильм состоялся. В целом — картина получилась неплохой, и даже сумела сохранить главную интригу: происходило все на самом деле или только в искусственной памяти Куэйда? Однозначного ответа в фильме нет, что вполне в духе Дика, вечно путавшего реальность и иллюзии. Вот только в рассказе «Воспоминания оптом и в розницу» практически ничего из головокружительного экшна тоже нет. В нем всего-то несколько страничек…
3. Крикуны. (Screamers) Экранизация повести Дика «Вторая модель». Ну, экранизация — это, конечно, громко сказано. Создатели фильма замахнулись на что-то, чего сами до конца не понимали. В итоге никто так и не понял, что именно они хотели сказать. От мрачной, но непривычно недвусмысленной для Дика повести в фильме остались рожки да ножки. Конечно, наворотили в фильме всякого выше крыши, полностью утопив в этих наворотах остатки авторского замысла. Недавно я с удивлением прочитал, что где-то кто-то считает фильм «культовым». Не знаю о чем речь, разве что это последователи культа бессмысленной движухи.
4. Пришелец (хотя правильнее перевести название как «Самозванец», конечно). (Impostor). Еще одна попытка экранизировать совсем коротенький рассказ. Опять ради заполняемости кинозалов из короткой философской истории, грустной, но оптимистичной, пришлось навертеть целый приключенческий триллер, напихать в него чернухи и ужесточить неожиданно добрую для Дика концовку. Однако в каком-то смысле главную идею рассказа Дика все-таки удалось в фильме сохранить, поэтому к числу полных провалов я картину отнести не могу.
5. Особое мнение. (Minority report) И снова экранизация рассказа. На самом деле кинокартина неплохая, но экранизацией его назвать никак нельзя — создатели ушли очень далеко за пределы рассказа, сильно расширив сюжет, добавив новых персонажей и радикально изменив концовку. Один из тех случаев, к которым в полной мере относится комментарий Лема в адрес «Соляриса» Тарковского: «Хороший фильм, но при чем тут моя книга?».
6. Помутнение. (A Scanner Darkly) Лучшая на сегодняшний день экранизация Дика. Несмотря на то, что «Помутнение» - один из самых жутких, странных и психоделических романов Филипа Дика, создатели фильма справились с ней «на ура», сохранив и сюжетную линию, и причудливую атмосферу, которую можно окрестить «психоделической безнадегой». Звездный состав актеров, сюрреалистическая музыка, плюс ротоскопирование — способ производства фильма, когда художники-аниматоры как бы «прорисовывают» каждый кадр поверх реального — все это позволило максимально точно передать настрой источника. Конечно, не обошлось без маленьких поправочек (например, в фильме, в отличие от книги, все-таки есть легкий намек на хэппи-энд), но это мелочи. И еще раз — актеры! Киану Ривз, Вуди Харрельсон, Дауни-младший, Вайнона Райдер — тот случай, когда все сошлось как надо.
На этом список просмотренных мной экранизаций Филипа Дика исчерпан, но я знаю, что существуют и другие, в том числе и телевизионные версии его произведений. Если вы их видели — делитесь впечатлениями в комментариях, особенно, если их стоит посмотреть. И, конечно, интересно знать, насколько мое мнение совпадает с вашим — давайте обсудим!