Вы задумывались почему на постсоветском пространстве так популярен жанр постапокалипсиса? Вселенные Stalker, Metro и прочие отечественные "фоллауты"? Какая магия кроется в атмосфере почившего уже, Союза? Ведь именно эту тему эксплуатируют упомянутые книжные и игровые вселенные (к которым, к слову, приложил руку и автор этой статьи)? Что так трепетно отзывается в наших сердцах, что мы вновь и вновь окунаемся в атмосферу заброшек, ржавых колымаг и таинственных локаций набитых мутантами и ништяками? Раньше мне казалось, что это наши юность и детство бьют в набат. Что-то ёкает в груди, когда видишь все эти 130-ые ЗиЛы с бело-синими кабинами, постройки из серого силикатного кирпича, пожелтевшие газеты, никому ныне не нужные телефонные будки... Кажется еще вчера ты стрелял у прохожих "двушку" чтобы позвонить маме или мастерил из хоккейной клюшки рыцарский меч. А потом мы вдруг выросли, но все еще были частью того самого СССР. Прошлое словно цеплялось за нас деталями, нюансами, мелочами. Приднестровье, Карабах, Абхазия, Таджикистан и Чечня сменили Афган, но не смотря на шевроны "Россия. Вооруженные силы" и триколор, мы все также подпоясывались ремнями со звездой, а на голубых беретах и ушанках выгибалась советская же, "капуста". В любом городе СНГ можно было встретить массу советского автопрома, квартиры были обставлены советскими же гарнитурами, а во многих школах вплоть до начала 2000-ых учились по советским еще, учебникам. Так что весь этот пост-апокалипсический антураж нам, выходцам из "нерушимого" знаком с детства.
- Но что заставляет нынешних подростков раз за разом окунаться в атмосферу позднего СССР? Они то что там находят? Как ни странно, все тоже, что и мы. Если отъехать от города миллионника километров на десять, мы внезапно увидим до боли нам знакомое, советское прошлое. Покосившиеся деревеньки, деревянные бараки, магазины с рукописными ценниками (а где-то и без них), доминанты заводских кирпичных труб, однообразные заборы воинских частей и прочее, прочее, прочее.
- Почему "выстрелил" компьютерный Stalker в начале нулевых? Потому что это было про нас. Не про пирамиды ацтеков, не про пустоши Вашингтона, не про тропические острова. А про то, где прошло наше детство, юность, молодость. "Зона отчуждения" гораздо реальнее, чем просто боевик с мутантами. На самом деле ею, Зоной, может стать произвольная часть России (Украины, Белоруссии и пр.) в любой момент. Не мутанты и не аномалии делают Зону, таковой. Это безмерное пространство, одиночество, отсутствие закона. Фронтиер дикого Запада на просторах СССР. Ну и мистика конечно. Зона может быть гораздо ближе к нам, чем кажется на первый взгляд. Она уже рядом, практически за окном. Уберите необычных существ из сталкерских историй, и вы почувствуете дыхание Зоны из любой вечерней заброшки.
- А что с Metro? Это необычный взгляд на нашу повседневность. С одной стороны мы, жители городов с метрополитеном, настолько к нему привыкли, что не представляем жизни без оного. А с другой, обывателю с детства метро кажется мистическим и таинственным. Что там, по ту сторону технических дверей, темноты туннелей? И чем станет все это, случись катастрофа? Конечно, в настоящих реалиях метрополитен, как единая система, как оплот цивилизации описанный в книге "метро 2033" не просуществовал бы и месяца, не то что десятка лет. Без электроэнергии отключились бы насосы и радиоактивная вода с поверхности быстренько затопила бы большую часть туннелей и станций. Но вымысел на то и вымысел, чтобы сюжетно двигать ту историю, которую хочет рассказать автор.
- Лучшие книги по Сталкеру, Метро и прочему постапу эксплуатируют примерно одни и те же декорации: мертвые пространства с явными элементами из 80-90 ых годов. Небольшие анклавы выживших, шаткие союзы, торговые караваны, стычки за остатки ресурсов. Подобно тому, как читатели-москвичи искали на карте Д. Глуховского свою станцию, вопрошая - "что сталось с ней?", остальные ищут в постап-литературе знакомые именно им, локации. И это то в немалой степени работает на успех того или иного произведения.
- А в чем, по-вашему, популярность этих книг?