Если вы замираете, глядя на взлетающий самолёт, если знаете все модели летной военной техники, вам обязательно нужно побывать в Центральном музее Военно-воздушный сил в Монино. Даже если вы ничего не знаете ни о самолётах, ни о лётчиках и плохо во всём этом разбираетесь, уверяю, вы не пожалеете.
Как и многое в нашей жизни, замечательный музей Военно-воздушных сил в подмосковном посёлке Монино возник благодаря инициативе и энтузиазму одного человека - начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А. Красовского. Это был настоящий рыцарь авиации.
В 1958 году по инициативе Степана Акимовича Красовского была организована выставка авиатехники Военно-воздушных сил при Краснознамённой Военно-воздушной академии. Музей создавался на базе аэродрома и нескольких ангаров и испытывал серьёзные трудности с поиском экспонатов. Но надо было знать маршала: пройдя в жизни путь от малограмотного крестьянского паренька до Героя Советского Союза, начальника военной академии, этот человек героически проявил себя в Первой мировой, гражданской, советско-финской и, конечно, Великой Отечественной войнах, и не в его правилах было отступать перед трудностями. Именно поэтому 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, имея 586 единиц хранения, ценнейшими из которых были 14 самолётов.
Должна признаться, что я слабо разбираюсь в технике вообще и в авиационной технике в частности, но мне очень нравится этот музей, я в нём уже не в первый раз. Моя статья не последовательный обзор экспозиции музея, а вспышки впечатлений и воспоминаний, которые мне навеяли вещи и фотографии.
Конечно, музей военной авиации невозможно представить себе без экспозиции, посвящённой её отцу-основателю, Николаю Егоровичу Жуковскому, основоположнику гидро- и аэродинамики. Учёный утверждал: «Самолёт — величайшее творение разума и рук человечества, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих лётные законы». Рядом с бюстом Жуковского ценнейшие экспонаты музея - памятники науки и техники: паровая машина, махолёт, «Сопвич», «Вуазен», «Илья Муромец» и другие родоначальники военной авиации.
Самый интересный раздел музея называется «Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в России». В первом десятилетии XX века в России зародился планеризм, ставший началом пути в авиацию для инженеров-конструкторов и летчиков. Однако первые кадры обучались во Франции: в марте 1910 года 6 офицеров и 6 нижних чинов были направлены в Европу для подготовки пилотов и мотористов, а к концу этого года в России уже насчитывалось 32 лётчика.
Это было время, когда билеты на полёты продавались, как теперь на эстрадное шоу. Вспомнился чудный очерк К. Паустовского об одном из таких полётов. Писатель рассказывал: «Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины». Удивительно одухотворённые лица первых летчиков Ефимова, Попова, Нестерова, Уточкина. А какие красавицы стали первыми амазонками авиации: Зверева, Голанчикова, Шаховская. Они были первыми!
В следующем разделе «ВВС в годы мирного строительства» посетителя невольно привлекает экспозиция, посвящённая Валерию Чкалову. Яркая, неординарная личность, легенда авиации . В историю достижений человечества навсегда будет вписан уникальный перелёт В.П. Чкалова вместе с Г. Байдуковым и А. Беляковым из Москвы в Ванкувер (США) через Северный полюс. Протяжённость его составила 9130 км, в том числе 5900 км над океанами, длительность - 63 часа 16 минут. Фантастика!
Следует отметить, что «мирное» строительство 30-х годов на деле мирным никогда не было: в музее интересные экспонаты рассказывают об интернациональной помощи советских лётчиков в Испании (1936 - 1939), в Китае (1937 - 1940), на Халхин-Голе (1939).
Безусловно, гордость музея - раздел «Самолёты Великой Отечественной войны». Здесь множество интереснейших экспонатов. Расскажу лишь о тех, которые особенно запомнились. Меня поразил тот факт, что первый воздушный таран войны был совершён сразу после её начала, в 4 часа 25 минут 22 июня И.И. Ивановым. Мы все знаем о подвиге Н.Ф. Гастелло (это первый наземный таран, совершённый на 4-ый день войны). Известно мне было и о том, что в годы войны более 500 летчиков повторили его, оставшись безымянными, но о том, что Иванов ТАКОЙ подвиг совершил через полчаса после начала войны, я не знала никогда.
Удивительные фотографии женщин-летчиц. Какие лица! Какие красавицы! И какое самоотречение! Есть здесь бюст Виктора Талалихина, совершившего первый ночной таран. Я росла недалеко от того места, где раненый летчик приземлился в реку Северка. Сразу вспомнилось, как мы пионерами ходили в поход по тем местам. Ещё были живы пожилые женщины, которые спасали молодого летчика. Они нам рассказывали обо всём из первых уст. На одном из стендов увидела фотографию Алексея Маресьева, вернувшегося в строй и героически воевавшего с ампутированными ступнями. Когда я окончила школу и поступила в институт, А.П. Маресьев приезжал к нам на встречу. Это было незабываемо: живой литературный герой. Красавец, заряжавший окружающих невероятной энергией. А ещё не могла оторваться от небольшой витрины, рассказывающей о Василии Сталине. Трагическая судьба у этого человека. Во Владимирском централе до сих пор пользуются сталинской тележкой. Но войну он прошёл достойно, как все, не посрамив ни отца, ни своё поколение. Для многих это только лица, имена, а для меня живые воспоминания, живые люди.
Два оставшихся раздела «Уникальные летательные аппараты» и «Авиационная техника послевоенного периода» не менее интересны. Уникальные аппараты расположились в одном из ангаров. Чего тут только нет: вертолёт с двигателем, расположенным в лопастях, самолёт рекордной дальности АНТ- 25, аппарат «Бор», модель «Бурана», турболёт и многое другое.
А техника послевоенного времени — это целый аэродром самолётов и вертолётов всех назначений и конфигураций, которые можно смотреть бесконечно.
Поездку в Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино рекомендую всем, от мала до велика. Мы приехали в будний день, народу было мало, но среди посетителей была семья с мальчиком лет трех-четырёх. Едва ли ему красавцы-самолёты понравились меньше, чем нам. Четыре раза в год музей проводит дни открытых дверей, когда посещение музея бесплатное и можно самому посидеть в самолёте или в другом аппарате и потрогать всё, что захочется. Такая же возможность предоставляется волонтёрам, которые приезжают помогать музею. О субботниках можно прочитать на сайте. Поскольку хозяйство у него большое, музей, конечно, нуждается в помощи. Добраться сюда можно электричкой или автобусом из Москвы, а если приедете на машине, то места на стоянке у музея достаточно и в выходные.
Хочется добавить, что здесь работают неравнодушные, любящие свой музей, посёлок и авиацию люди. Каждый работник, от кассира и смотрителя до директора, буквально душой болеет за дело. Это тоже одно из приятных впечатлений от посещения Центрального музея Военно-воздушных сил. Для таких людей уж точно «первым делом самолёты».