Вот и наступил 2021 год. Прошла церемония Кагамибираки, новые даны, новые поздравления, надежды и стремления!
Год 2020 отличился пандемией, локдауном, онлайном и жаркими спорами о «соревнованиях». Я опубликовал несколько постов на эту тему, участвовал в прениях и обсуждениях. Каждый пост заканчивался словами: «подумайте об этом, пожалуйста!». Правда, оппоненты часто действовали, чем думали, однако надежды я не теряю. Как-то меня упорно просили ответить на вопрос о моем отношении к соревнованиям в айкикай, подобно как судья допрашивает свидетеля. А я молчал и думал.
Вопрос о «соревнованиях» лично перед собой я не ставил, да и спорить наверно мне было достаточно тяжело именно по этому. Я и сейчас считаю «вопрос о соревнованиях» следствием другого вопроса – «о будущем». И каким будет айкидо в будущем, мне важно – я несу ответственность перед моими учениками, а они вопросы задают и на них отвечать надо искренне.
И сейчас наверно я готов заявить о своем отношении, да и действовать, я думаю, буду в соответствественно. Мне очень созвучна позиция Минору Мотидзуки.
Голые факты не интересны! Вперед к причинам и следствиям!
******
Ниже я приведу отрывки из интервью Минору Мотидзуки Стенли Пранину 22 ноября 1982 года, Сидзуока Додзе.
О Кендзи Томики сенсее.
Томики сенсей и мой брат были рождены в один день и год, они стали очень близкими друзьями. Я не помню никого, кто бы был столь близок к нему. Томики сенсей практиковал уже более пяти лет, перед тем, как я пришел в Додзе Морихея Уэсиба, и Томики сенсей был для меня старшим. Он был очень академичным человеком, и я многому научился по его записям. Однако если я думал, что что-то ошибочно, я прямо говорил об этом, я живой человек. Я прямо говорил, даже с Уэсиба сенсеем. После того, как меня отругали за это, я пересмотрел свои действия.
Честно говоря, я дважды побеждал Томики сенсея в дискуссиях. Первое касалось того, как выхватывать меч из ножен. Другой касался его усилий по превращению будо в спорт.
Я сказал тогда:
«Сенсей, Вы можете говорить о превращении боевых искусств в спорт, но я не намерен этого делать!»
Он парировал:
«Но если, мы этого не сделаем, айкидо умрет».
Мои чувства были прямо противоположены. Я думаю, что когда боевые искусства станут спортом, в этот день они и умрут. Спорт превозносит победу или поражение, даже физическое развитие остается в стороне. Это тотальный отказ от смысла тренинга. Это вещи, которые нельзя назвать боевым искусством. Если река боевых искусств будет впадать в океан спортивных состязаний, уверен, её вода станет соленой прежде, чем она протечет и сотню ярдов.
О становлении Дзюдо как спорта.
Кано сенсей и Уэсиба сенсей настойчиво утверждали, что образовательный метод в боевых искусствах не должен быть похожим на игру. Известный историк Арнольд Тойнби (1889-1975) однажды написал: «Цивилизация – это то, что рождается в конкретной стране. Но, если она растет и распространяется, и станет всемирным явлением, она перестает существовать в стране своего происхождения. Кроме того, никогда не вернется в страну своего происхождения. Это исторический факт».
Буддизм в Индии, Христианство в Израиле, Конфуцианство в Китае – хорошие тому примеры. Поэтому, мы должны с уважением относится к боевым искусствам. Если айкидо и дзюдо станет частью мирового спорта, они станут играми, усложняющимися победой или поражением, силой или слабостью. Их преимущества духовного развития и воспитания характера будут потеряны. Боевое искусство станет инстинктом. Это прекрасно, что боевые искусства распространяются по миру, однако это не должно происходить в виде спортивных игр.
Если в боевых искусствах не делать упор на развитии характера, тогда это станет причиной поступков, особенно среди молодых людей. Когда я говорил об этом Томики сенсею, ему нечего было сказать. Он ничего не ответил. Он вел себя так, как будто не стоит отвечать такому упрямому как я. Если дети будут продолжать делать то, что они делают, то все и так будет хорошо. Одна из причин правонарушений, это то, что молодой человек выпадает из круга своих друзей в спортивной команде. Тренеры в этом случае заинтересованы только тренировкой членов команды, а так же вопросами победы или поражения. Им не интересны те, кто выбывает. В спорте нет места слабым или менее компетентным.
Лично, я бы предпочел трансформацию видов спорта в боевые искусства, что бы они больше интересовались духовным развитием и предотвращением проступков.
Им следует больше заботиться о воспитании молодых людей, которые не беспокоят родителей, которые хорошо ладят со своими братьями и сестрами, хорошо относятся к своим мужьям и женам.
Если вы говорите о «любви», вы должны признать и её противоположенность - «ненависть». С другой стороны, если мы говорим о гармонии, мы говорим о чем-то, что включает в себя понятие «разума». Любовь – это эмоция и она не может оставаться одна, сама по себе. Это должно быть подтверждено этикетом (реиги). Любовь должна включать в себя корректное поведение. Применима старая поговорка: «Даже между лучшими друзьями важен этикет». Это важно даже между супругами. Все начинается с «доброго утра» каждый день. В последнее время правильный этикет уступил место простым эмоциям.
Пары думают, что у них все в порядке, если у каждого из них все хорошо. Это все, что важно им в реальном мире – так нельзя себя вести. Согласно старинному японскому лимерику (стих из пяти строф) «если внимательно посмотреть на иероглиф «человек» - он состоит из двух взаимосвязанных строк. Люди - социальные существа. Мы едим потому, что фермеры существуют. Без них мы сами должны были бы производить еду сами. Другими словами, мы помогаем друг другу. Представление «только о вас» или «только обо мне» неверны. Гармония состоит из эмоций и разума. Это её природа. Боевые искусства учат этикету и разуму. Способы управления своим духом так же изучают с помощью боевых искусств. В зарубежных странах этому учат в церкви.
О работе во Франции в 1951 году.
Тридцать лет назад я учил дзюдо во Франции в течение двух с половиной лет. Однажды мы готовились к соревнованиям, и я попросил студентов прийти на тренировку в воскресенье. Однако, они сказали, что не смогут, из-за того, что по воскресеньям должны быть в церкви. Я спросил, не скучно ли им слушать одни и те же рассказы о Боге каждый раз. Они ответили: «Сенсей, люди забывчивы!». «Понятно!» - подумал я про себя. Иногда я забывал об учении моего сенсея и ками и спорил с женой и братьями. Забывчивый…. Я действительно подумал, что они правы. Мы должны часто слушать рассказы о ками, потому, что люди забывчивы. Тогда я впервые понял, почему Кано сенсей разъяснял важность «Пути» во время обучения дзюдо и почему Уэсиба сенсей так часто говорил о ками, в то время, когда учил айкидо. Я почувствовал, что это и есть истинное значение боевых искусств.
Точка, в которой Кано сенсей и Уэсиба сенсей сходяться, - это «ва но сеисин» или «дух гармонии». Это означало взаимное развитие себя и другого, вы и ваш партнер вместе идете вперед. А вот в спорте дело обстоит иначе. В спорте ваш противник выходит на первое место, в качестве единственного победителя. Это дух спорта, и это никогда не сработает. Времена изменились и теперь мы слышим, как спрашивают о том, кто победит СССР или США. Подобные разговоры ведут к исчезновению человечества. Спортивный менталитет положит конец миру, потому, что он не содержит духа самоспасения и помощи другим. Западных людей этому научили в церкви, но мы здесь в Японии ничему не учимся у святынь в наших храмах.
Разговор с Морихеем Уэсиба сенсеем по возвращении из Франции (примерно 1953 год).
По правде говоря, у меня началось непонимание с Уэсиба сенсеем, после моего возвращения из Европы.Вернувшись, я сказал ему:
«Я уехал за границу распространять айкидо, и там проводил схватки с разными людьми, в том числе на мечах. Из этого я понял, что используя техники айкидо, нельзя победить. В таких случаях я полагался на техники дзюдо или кендо и выходил из ситуации. Не зависимо от того, как я думал об этом, я не мог избежать вывода, что техник Дай-то рю айкидзюцу не достаточно для решения проблем. Борцов и людей, с другим опытом не отпугнет, если их бросят или откатят. Они сразу встают и подходят вплотную для борьбы, а французский бокс намного превосходит карате. Я уверен, что в будущем айкидо будет становиться все более и более интернациональным и всемирным, но если это произойдет, то технический диапазон должен быть расширен, что бы противостоять любому типу врагов».
На это сенсей сказал мне:
«Все о чем вы говорите, это победы и поражения»
«Но нужно быть сильным и побеждать. Сейчас, когда айкидо распространяется по всему миру, необходимо, что бы оно и теоретически и технически способно было победить любой вызов» - сказал я сенсею.
«Все ваше мышление ошибочно. Конечно, быть слабым не правильно, но это еще не все. Разве не понимаете, что сейчас не то время, когда мы можем говорить о том, выигрываем ли или проигрываем? Сейчас эпоха любви, разве ты не видишь?» Он сказал мне это, и это отразилось в его глазах.
В тот момент я не мог этого понять, но позже, постепенно, мне стало яснее. Вот что я чувствую сегодня. В течение, последних четырех, пяти лет, мы наблюдаем как ситуация в мире приближается к войне. Война может сократить население земного шара до одной трети. В такой ситуации, как мы можем выиграть, или проиграть? Вот почему я искренне из глубин своего сердца хочу именно такое будо распространять по всему миру. Я очень сильно чувствую, что должны быть какие-то слова, которые могли бы сегодня передать идеи и мысли Уэсиба сенсея. Но так же необходимы методы, способные этому научить. Жизненно важно как объяснить это на словах, так и осуществить на деле.
О своей деятельности в настоящие дни (ноябрь 1982 год).
Сейчас я много пишу. В дзюдо мы видим стремительный рост популярности, но многие забыли Дзигоро Кано сенсея, забыли, что он говорил. Дело дошло до утверждения, что если они будут следовать пути «взаимного развития и прогресса», они не смогут применить это в матчах. Поэтому сегодня я атакую Кодокан. Я персона нон-грата номер один в Кодокане. Однако миссия моей жизни сделать мысли и дух Кано сенсея и Уэсиба сенсея более значимыми и жизненными. Видите ли – время уходит!
****
Вот как-то так.
Считаю, что сотрудничество со спортивным сообществом необходимо для развития айкидо. Считаю, что такое сотрудничество изменит и сам спорт. Не думаю, что это будет быстро. Однако, дальнейшее развитие и распространение айкидо, вне спорта и стоящее особняком, и не допускающее взаимодействия со спортом, поспособствует потери айкидо своей ценности. Повод к таким мыслям дает мне именно противоречия в самом спорте. В 50-х, 60-х годах спорт развивался. Сейчас проявил все то о чем говорилось выше. Допинг, трештокинг и драки. Айкидо способно изменить это. Конечно, при этом нельзя жертвовать базовыми ценностями и позициями, что бы не стать «традиционным» современным видом спорта. Жизнь в изоляции не возможна в наше время. Нужно продолжать думать, исследовать, изучать и лучшим образом распорядиться нашим столь значимым наследием.
Подумайте об этом пожалуйста!
Перевод выполнен мной исключительно для информационных целей.
Первоисточник можно найти здесь.
Хорошего кейко!