Производство и обмен жизненных средств лежит в основе любого общественного строя. Тот способ, которым люди добывают средства к своему существованию, имеет определяющее значение по отношению к тому, как устроено общество. «Конечной причиной» истории, движущей силой, «первоначалом» и целью развития общества, выступает способ производства и связанный с ним характер обмена. История не есть набор фактов, случайностей, не есть история нескончаемых войн, а есть история развития производительных сил общества.
Перефразируя Людвига Фейербаха и его «человек есть то, что он ест», можно сказать: общество есть то, что оно производит. Экономический уклад рабовладельческого общества «производит» общество, но это общество рабовладельцев, а не рабов, униженных, подчиненных и вышвырнутых за рамки общества. Социалистическое общество устроено так, что оно «производит» общество с большой буквы; общество, «воспроизводящее» себя, и включающее в себя всех людей, не деля их на классы, есть действительное общество равных и свободных людей.