Это не о тех, кому повезло – не важно, сами они добились благополучия или нет – в любом случае, без везения не обходится – даже когда «во что бы то ни стало» и «вопреки всему». Это о других, которые в тяжкие времена перемен не оказались в нужное время в нужном месте, не предвидели, выбрали не ту профессию, устроились не на ту работу, неудачно женились/вышли замуж, не получили поддержки.
О тех, которые не успели, не разобрались, не сумели удержаться на гребне волны, смывшей, разрушившей их привычный мир. А в новом, непривычном, стремительно меняющимся, без всего вышеперечисленного, найти своё место было очень непросто.
Это, в основном, о тех, кому сейчас примерно от пятидесяти (может и меньше) до восьмидесяти лет. Почему именно до восьмидесяти? Такой вывод я делаю на основе наблюдения за жизнью своей мамы, её и моих знакомых, разговоров с людьми этого возраста во дворах, в поликлиниках. Конечно, речь не обо всех пенсионерах старшего поколения – среди них тоже есть множество больных, одиноких, несчастных и неустроенных людей. Кто-то ютится в халупах без удобств, в аварийных домах, некоторые вынуждены проживать в тесных квартирках с кучей народа, у иных, дети такие, что лучше бы не было, кто-то и в дом престарелых попадает – а у нас это настоящий «ад на земле». Всё это есть – но, я сейчас не о крайностях.
Те, кого знаю, с которыми общалась, (кроме обременённых тяжёлыми болезнями, разумеется), слишком больших материальных трудностей в основном не испытывают. Отчасти, наверное, из-за возрастной прибавки к пенсии в 5 тысяч и потому, что успели вовремя заработать приличный стаж на официальной работе. Большинство много лет трудились на одном месте, практически все смогли получить квартиры. Конечно, они недовольны социальной обстановкой, скверной медицинской помощью, недоступностью многих благ (потому, что финансовое положение всё равно оставляет желать лучшего) и прочими «радостями», имеющими место в нашем современном обществе. Но, они прожили долгую жизнь, большинство довольствуется малым – отчасти, просто в силу ограниченных физических возможностей.
Им не нужно заморачиваться, как жить дальше - на необходимое хватает, дни идут своим чередом – и ладно. По большей части, они сосредоточены на себе, на обычных бытовых делах – приход в гости детей – поговорить (ну и помощь с их стороны, конечно, тоже приветствуется), покупка продуктов, прогулки, беседы с соседками. Кто-то со скандинавскими палками ходит, кто-то книжки читает, сериалы смотрит. Не то, чтобы у всех жизнь удалась – но уже спешить некуда и сожалеть не имеет смысла.
Бывают, конечно и другие - активные «живчики», которые продолжают работать, путешествуют, спортом, творчеством занимаются – но, думаю, их во всём мире единицы. Во всяком случае, я лично таких не встречала – только по телевизору видела.
Молодым сейчас тоже не легко – но они ещё «нужны» (по крайней мере, до тех пор, пока могут работать в полную силу), они ещё не исчерпали все возможности, у них ещё есть время и шансы как-то выбраться. И потом, это всё-таки их привычный мир – они в нём выросли и успели хоть как-то к нему приспособиться. Даже те, кому сейчас сорок с небольшим, были детьми, когда всё это началось. Чего нельзя сказать о людях моего поколения – и тех, кто немного младше или старше.
Больше всего, насколько я вижу, пострадали те, кто имел несчастье появиться на свет, начиная с конца Великой Отечественной Войны и примерно, до середины семидесятых. Помню, я в детстве смотрела фильм «Гостья из будущего» - где это самое будущее, даже, если убрать фантастическую составляющую, близко не напоминало то, что сейчас происходит. Вот, примерно так мы его себе и представляли. Тогда, даже в голову не могло прийти, что не будет того, что казалось незыблемым – исчезнет великая страна, в которой мы родились и выросли, на нас, всей своей удушающей, жадной, свиноподобной мощью, обрушится дикий капитализм, породив единицы заевшихся хапуг и толпы обречённых выживать, нищих.
Те, кому ещё нет восьмидесяти, в большинстве своём получают мизерные пенсии – часто, даже имея приличный стаж. Именно они вынуждены не жить, а выживать. Это, в первую очередь, их привычный мир развалился, как карточный домик. Им, в силу возраста, особенно трудно приспособиться к стремительным переменам, принять кардинально изменившийся миропорядок. Привыкнуть к новшествам, освоить «прелести» цифровизации, научиться чему-то людям за 70? Вы это серьёзно? Слава богу, если ещё деменция не начинается – а уж проблемы с памятью намного раньше приходят. Природу невозможно отменить – это особенности физиологии стареющего организма. И не нужно тыкать в лицо примерами, которых – один на миллион. Это, надо совести не иметь – чтобы упрекать пожилых людей в нежелании что-то делать, пытаться заставить чему-то учиться, вместо того, чтобы помочь, поддержать тех, кто оказался в трудной ситуации вовсе не из-за лени и безответственности.
Те, кому сейчас 50 – 60 +, так же попали под «раздачу». Это они выживали, как умели, в условиях перестроек и переворотов - торговали на рынках, «челночили», таксовали, работали не официально, пытались (часто безуспешно) заняться каким-то предпринимательством, чтобы прокормить семью.
Профессии, которые раньше пользовались спросом, вдруг оказались мало востребованными и по большей части, низкооплачиваемыми. Очереди на получение квартиры потихоньку ликвидировали – кто не успел, тот не успел.
Безработица, задержки зарплат, удобная для работодателей «текучка» - можно даже вообще не платить – просто взять новых работников.
Осваивать новую специальность, не то, чтобы поздно – на это просто не оставалось времени и сил. Впрочем, как и сейчас у многих. Да и обстановка такая, что не понятно, принесёт ли другая специальность положительный сдвиг. Кризисы разные – один только 1998 год чего стоит!
А потом, потихоньку начали «закручивать гайки», повышать платежи, налоги, оплату торговых мест, вводить штрафы за неоформленную деятельность, усложнять отчётность и возможность получения нужных документов.
Те, кто посостоятельней и со связями, планомерно подминали под себя мелких торговцев и предпринимателей «из народа», «отжимали» удобные торговые места, выгодное дело – нет, не бандитскими способами (хотя, и такое бывало) – вполне достаточно было иметь связи и деньги или входить в «круг избранных». Большинство не выстояли. Я часто потом встречала знакомых, которые раньше работали на себя, пытались что-то создать – а теперь работают на «хозяев».
А ведь, многие из-за всего этого и стаж себе не смогли заработать, потому, что пахали, как лошади – но, не официально. Тем, кто, несмотря на невыплаты зарплат, всё же удержался на официальной работе, в настоящее время чуть полегче – пенсии немного больше (к примеру, не 10, а 15 - 17 тысяч) – и то, не у всех. Даже те, у кого стаж лет по 40, иной раз по 10 - 12 тысяч получают. И дай бог, если на хлеб и таблетки хватает – какие уж тут, театры, санатории, путешествия!
Никогда не забуду вот этого (не знаю даже, как сказать: бездумного? Бредового? Или просто, имеющего целью оправдаться, «повесив на уши» заведомо очевидную «лапшу»), высказывания, о том, что пенсионеры смогут на прибавку в тысячу рублей путешествовать! Воспринимается, как насмешка или даже глумление.
И знаете, что самое страшное? Я, например, давно получаю пенсию по инвалидности – и ещё лет пять назад, могла бы хоть как-то на неё прожить - даже, если бы не работала. Сейчас это уже нереально. А, сколько ещё пенсионеров вынуждены работать через силу, просто, чтобы выжить! У меня много таких знакомых – да и незнакомых сколько раз видела. Одна картина особенно потрясла. Проходила через чужой двор по своим делам – а там бабуля в жилетке дворника, с тележкой, убирает. То ли везёт эту тележку, то ли держится за неё, чтобы идти легче было – еле двигается, ноги страшно опухшие. Хотела сфотографировать этот ужас – но, почему-то стыдно показалось это делать. Не стала.
Но, не меньше (а то и больше), досталось тем, кто попал под «жернова» пенсионной реформы. От сотрудников предпенсионного возраста, работодатели и так всегда старались под любым предлогом избавиться (за очень редким исключением, разве что) - а теперь этих «ненужных» людей стало в разы больше. И никакие, якобы «защищающие» их права, законы, здесь не помогут – это же очевидно: захотят – не примут, захотят – избавятся. Причина всегда найдётся. Так, что – в лучшем случае, в уборщицы или дворники. А уж, если здоровья нет – сами знаете, куда (видимо, на то и расчёт). Правда, разрешили больным раньше на пенсию выходить – но, что-то мне подсказывает, что это не так-то просто – у нас иначе не бывает.
Про, настойчиво рекламируемое во время введения пенсионной реформы, переучивание, я даже говорить не хочу! Возрастные проблемы, о которых я упоминала выше, часто и в пятьдесят лет уже дают о себе знать - память и внимание не те, силы и возможности тоже не те. Да и работодателям, пожилые «переучки» без опыта, на фиг не нужны. Хорошо, если есть здоровье, поддержка близких и хоть какая-то посильная работа – потому, что, если нет, тогда…
В общем – кто не успел, тот опоздал. Поезд в лучшее будущее показал хвост и «учухал» - а мы остались, даже не на платформе – на каких-то ржавых, разрушенных рельсах, ведущих в тупик. Не зря было сказано: «хочешь пожелать человеку зла – пожелай ему жить во времена перемен». Такая вот правда жизни.